Формирование кластеров

Понятие «кластер» было введено в экономическую теорию Майклом Портером: «кластер – это сконцентрированные по географическому принципу группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2]. Эти предприятия образуют производственные цепи, ориентированные на конкретный продукт. Объединение происходит, как правило, вокруг крупного базового предприятия. Другими словами, в сферу промышленного производства вовлекаются именно предприятия малого и среднего бизнеса. Крупные компании, имеющие опыт работы в той или иной отрасли, должны пустить их в свой бизнес, разумеется, на конкурсной основе.

Таким образом, промышленный кластер – это интегрированная структура, которая состоит из взаимосвязанных, юридически независимых предприятий и поддерживающих институтов основной и смежных отраслей, имеющих технологические или иные взаимосвязи и ориентированных на общий рынок ресурсов или потребителей, объединенных инновационной программой, у которых отсутствует контроль над собственностью других участников кластера, но сохраняется контроль над их управлением [1].

Существуют различные подходы к классификации кластеров, при этом используется достаточно широкий ряд признаков, по которым предприятий объединяются в однородные группы (кластеры). Наиболее часто кластеры предприятий классифицируют по таким параметрам, как: географическое положение, наличие капитала, близость поставщиков, состояние конкурентоспособности, доступ к специализированным услугам, развитие трудового потенциала, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, отраслевая принадлежность и т.д.

В научной литературе существуют различные подходы к принципам формирования кластеров. В настоящее время описаны семь основных подходов, встречающихся на практике и представляющих собой комбинацию различных факторов, на которых, в свою очередь, базируется выбор той или иной кластерной стратегии. Кратко перечислим эти модели:

  1. Географическая модель предполагает построение различных по масштабам пространственных кластеров экономической активности от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах), до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер).
  2. Горизонтальная модель применяется для описания тех случаев, когда несколько отраслей входят в более крупный кластер.
  3. Вертикальная модель: в кластерах могут присутствовать предприятия смежных этапов производственного процесса. При этом важное значение имеет, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера.
  4. Литеральная модель: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер).
  5. Технологическая модель: описывает совокупность предприятий различных отраслей, пользующихся одной и той же технологией (например, биотехнологический кластер).
  6. Фокусная модель: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра – предприятия, НИИ или учебного центра и являющихся потребителями знаний и инноваций [3].
  7. Качественная модель: характеризует в качественных категориях наличие и способы взаимодействия фирм в рамках кластера. Для нее существенным является не только то, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то каким образом они это делают [2].

Кластеры могут варьироваться по своим размерам, широте охвата, уровню развития, в зависимости от отраслей. Природа отраслей позволяет изменять границы кластеров вследствие появления новых отраслей или фирм, а также в результате развития, либо изменения условий осуществления бизнеса. Следует отметить, что кластеры встречаются в рамках, как развитых стран, так и развивающихся. Отличием будет являться наличие в более развитых промышленных кластерах специализированных баз поставщиков, наиболее разветвленный массив связанных отраслей, более глубокие связи с потребителями [1].

В настоящее время при формировании промышленных кластеров следует опираться на комплекс методов. Основные из них:

  1. Аналитический метод: исследование данных о территории, ее природных, трудовых и финансовых ресурсах производительных сил.
  2. Метод индикативного планирования конкурентоспособности: количественный и качественный анализы, существующей и определение перспективной конкурентоспособности.
  3. Метод моделирования: исследование объектов кластера с помощью построения и изучения моделей реально существующих организаций, процессов или явлений.
  4. Метод «затраты-выпуск»: исследование циркуляции товаров и услуг между отраслями промышленности и другими секторами экономики.

На практике формирования промышленных кластеров данные методы используются в совокупности, так как взятые по отдельности они не отображают объективной экономической ситуации. Аналитический метод отображает ситуацию на рынке в конкретный момент времени (данные о предприятиях, их производительности, численности занятых и др.). Метод индикативного планирования заключается в определении экономических приоритетов. Индикативный план имеет рекомендательный характер. Главные достоинства индикативного планирования – снижение неопределенности при принятии решений. Метод моделирования – это метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Данный метод позволяет избежать каких-либо ошибок в будущем. Метод «затраты-выпуск» исследует данные о циркуляции товаров на основе комплекса экономических показателей (производственная мощность, рост производительности труда, объем выпуска продукции и др.).

Также практикой выделяется несколько этапов создания и управления кластерами.

1-й этап: идентификация кластеров (методика их отбора). Можно выделить множество парных категорий для характеристики процесса и техник идентификации кластеров, однако большинство из них исходят из двух основных подходов. В первом, который можно назвать «снизу», кластеры идентифицируются на конкретно выбранной территории, исходя из присутствия заранее известных предприятий и отраслей-лидеров. Второй подход использует методику, условно называемую «сверху», где ищутся пространственные локализации производства, ориентированные на специфические виды экономической деятельности. Подходы к идентификации кластеров «сверху», учитывая две неизменные характеристики кластеров – функциональную связанность и географическую близость, - традиционно подразделяются на 2 типа:

  • функциональные, ориентированные на выявление промышленных кластеров;
  • пространственные, ориентированные на выявление географических кластеров.

2-й этап: Управление существующими кластерами.

3-й этап: Оценка экономического эффекта от создания кластера.

Говоря о втором этапе, следует отметить, что центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых мощных компаний (сейчас идет тенденция в сторону создания независимой компании, которая координировала бы деятельность всех остальных компании) между которыми сохраняются конкурентные отношения. Это существенно отличает кластер от картеля или финансово-промышленной группы. Кластер предоставляет исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств, в том числе вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. Лидирующие на мировом рынке крупные компании и фирмы нуждаются в большом количестве приспособленного к их технологиям смежных производств, оборудования, материалов и т.п., что создает емкий рынок для небольших фирм, в том числе с инновационной направленностью, которые в будущем и становятся генераторами конкурентных преимуществ [4; 7]. Кластер дает работу множеству мелких фирм поставщиков простых комплектующих, соединяя в себе только лучшие предприятия, обладающие международной конкурентоспособностью. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и родственными отраслями [2].

Достоинствами такой системы управления является эффект масштаба производства, основой которого служит наличие в лице одной из фирм кластера ядра инновационной активности. Вторым положительным эффектом, характерным для кластеров, выступает эффект охвата. В общем случае он возникает при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для получения нескольких видов продукции. В последнее время таким фактором все чаще становятся знания, информация и их носители – люди, кадры. При группировке фирм в кластер эффект охвата значительно усиливается, поскольку возникает возможность использовать такой многофункциональный фактор на самых разнообразных предприятиях при минимальных трансакционных издержках, связанных с его передачей.

Однако, исследователи и практики выделяют ряд недостатков кластерной формы организации производства и бизнеса. В результате усиления конкуренции с зарубежными производителями возрастает эластичность спроса на рабочую силу в кластерах, что может привести к стагнации зарплаты или к повышению в них уровня безработицы.

Необходимо учитывать такие побочные явления, как возможность эффекта блокировки компаний, т.е. не исключено, что одиночные компании будут более конкурентоспособными по сравнению с кластерными:

  • Уязвимость. Специализация может вызвать уязвимость региона. Технологическая прерывистость может подорвать определенные преимущества кластера.
  • Эффект замкнутости. Чрезмерная уверенность относительно локальных контактов и «молчаливого» знания, в комбинации с пренебрежением внешними связями и недостатком предвидения, может объяснить эффект замкнутости, обусловленный преобладанием устоявшихся практик. Поэтому в настоящее время все больше фирм используют практику открытых инноваций [8].
  • Уменьшение конкурентных давлений. Кооперация может вызвать сокращение конкурентных давлений и, следовательно, движущих сил инновации.
  • Синдром самодостаточности. Привыкая к прошлым успехам, кластер может быть не в состоянии распознать изменяющиеся тенденции.
  • Синдром самодостаточности, на мой взгляд, является острой проблемой кластеризации. Кластеры, будучи формой повышения конкурентоспособности, подразумевают в большинстве случаев крупную научную деятельность, создание новых технологий, инновационность в целом. Синдром самодостаточности, может затормозить, если совсем не остановить, научную и исследовательскую деятельность в кластере, а это, в свою очередь, есть торможение технического прогресса. Уменьшение конкурентных давлений как недостаток кластера, по моему мнению, тесно связан с синдромом самодостаточности кластера.

Что касается третьего этапа, то экономическая эффективность от функционирования кластера на территории региона проявляется, прежде всего, в следующем:

  • увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база;
  • появляются предпосылки для экономического роста региона.

Для самих предприятий, входящих в кластер, экономическая эффективность проявляется в том, что:

  • появляется потенциал инновационного роста, развивается инфраструктура для исследований и разработок;
  • появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки;
  • повышается производительность предприятий.

Что касается состояния российской экономики и перспектив ее развития, то создание кластеров исключительно важно для преодоления структурной стагнации и перевода экономики на инновационный путь развития как в масштабах страны в целом, так и на уровне отдельных регионов и отраслей экономики [8]. Это требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс, а также учета региональных возможностей для создания кластеров на определенных территориях [5].

Литература:

1. Гакашев М.М. Методика отбора и формирования экономических промышленных кластеров // Вектор науки тольяттинского государственного университета. серия: экономика и управление. – 2013. - №1. – С. 20-23.

2. Ефимычев Ю.И., Захаров И.В. Промышленные кластеры и экономический рост // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. – 2008. – № 1.

3. Кузнецова Т.А., Ташкинов А.А., Черкасов В.Д. Исследовательский университет как центр инновационной деятельности //Регионология. – 2011. – Т. 75. – №2. – С. 122-134.

4. Мингалева Ж.А. Организационные аспекты активизации инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях структурных преобразований // Организатор производства. – 2003. – Т.19. – № 4. – С. 36-40.

5. Мингалева Ж.А., Гершанок Г.А. Устойчивое развитие региона: инновации, экономическая безопасность, конкурентоспособность. // Экономика региона. – 2012. – №3. – С. 68-77.

6. Мингалева Ж.А. Политика структурной модернизации экономики.// Журнал экономической теории. – 2012. – №2. – С. 109.

7. Мингалева Ж.А. Современные стратегии фирм // Экономика и производство. – 2002. – № 4. – С. 13.

8. Мингалева Ж.А. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики отраслевой структуры экономики // Журнал экономической теории. – 2011. – № 4. – С. 126-136.