Формирование кластеров

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Понятие «кластер» было введено в экономическую теорию Майклом Портером: «кластер – это сконцентрированные по географическому принципу группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2]. Эти предприятия образуют производственные цепи, ориентированные на конкретный продукт. Объединение происходит, как правило, вокруг крупного базового предприятия. Другими словами, в сферу промышленного производства вовлекаются именно предприятия малого и среднего бизнеса. Крупные компании, имеющие опыт работы в той или иной отрасли, должны пустить их в свой бизнес, разумеется, на конкурсной основе.

Таким образом, промышленный кластер – это интегрированная структура, которая состоит из взаимосвязанных, юридически независимых предприятий и поддерживающих институтов основной и смежных отраслей, имеющих технологические или иные взаимосвязи и ориентированных на общий рынок ресурсов или потребителей, объединенных инновационной программой, у которых отсутствует контроль над собственностью других участников кластера, но сохраняется контроль над их управлением [1].

Существуют различные подходы к классификации кластеров, при этом используется достаточно широкий ряд признаков, по которым предприятий объединяются в однородные группы (кластеры). Наиболее часто кластеры предприятий классифицируют по таким параметрам, как: географическое положение, наличие капитала, близость поставщиков, состояние конкурентоспособности, доступ к специализированным услугам, развитие трудового потенциала, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, отраслевая принадлежность и т.д.

В научной литературе существуют различные подходы к принципам формирования кластеров. В настоящее время описаны семь основных подходов, встречающихся на практике и представляющих собой комбинацию различных факторов, на которых, в свою очередь, базируется выбор той или иной кластерной стратегии. Кратко перечислим эти модели:

  1. Географическая модель предполагает построение различных по масштабам пространственных кластеров экономической активности от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах), до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер).
  2. Горизонтальная модель применяется для описания тех случаев, когда несколько отраслей входят в более крупный кластер.
  3. Вертикальная модель: в кластерах могут присутствовать предприятия смежных этапов производственного процесса. При этом важное значение имеет, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера.
  4. Литеральная модель: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер).
  5. Технологическая модель: описывает совокупность предприятий различных отраслей, пользующихся одной и той же технологией (например, биотехнологический кластер).
  6. Фокусная модель: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра – предприятия, НИИ или учебного центра и являющихся потребителями знаний и инноваций [3].
  7. Качественная модель: характеризует в качественных категориях наличие и способы взаимодействия фирм в рамках кластера. Для нее существенным является не только то, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то каким образом они это делают [2].

Кластеры могут варьироваться по своим размерам, широте охвата, уровню развития, в зависимости от отраслей. Природа отраслей позволяет изменять границы кластеров вследствие появления новых отраслей или фирм, а также в результате развития, либо изменения условий осуществления бизнеса. Следует отметить, что кластеры встречаются в рамках, как развитых стран, так и развивающихся. Отличием будет являться наличие в более развитых промышленных кластерах специализированных баз поставщиков, наиболее разветвленный массив связанных отраслей, более глубокие связи с потребителями [1].

В настоящее время при формировании промышленных кластеров следует опираться на комплекс методов. Основные из них:

  1. Аналитический метод: исследование данных о территории, ее природных, трудовых и финансовых ресурсах производительных сил.
  2. Метод индикативного планирования конкурентоспособности: количественный и качественный анализы, существующей и определение перспективной конкурентоспособности.
  3. Метод моделирования: исследование объектов кластера с помощью построения и изучения моделей реально существующих организаций, процессов или явлений.
  4. Метод «затраты-выпуск»: исследование циркуляции товаров и услуг между отраслями промышленности и другими секторами экономики.

На практике формирования промышленных кластеров данные методы используются в совокупности, так как взятые по отдельности они не отображают объективной экономической ситуации. Аналитический метод отображает ситуацию на рынке в конкретный момент времени (данные о предприятиях, их производительности, численности занятых и др.). Метод индикативного планирования заключается в определении экономических приоритетов. Индикативный план имеет рекомендательный характер. Главные достоинства индикативного планирования – снижение неопределенности при принятии решений. Метод моделирования – это метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Данный метод позволяет избежать каких-либо ошибок в будущем. Метод «затраты-выпуск» исследует данные о циркуляции товаров на основе комплекса экономических показателей (производственная мощность, рост производительности труда, объем выпуска продукции и др.).

Также практикой выделяется несколько этапов создания и управления кластерами.

1-й этап: идентификация кластеров (методика их отбора). Можно выделить множество парных категорий для характеристики процесса и техник идентификации кластеров, однако большинство из них исходят из двух основных подходов. В первом, который можно назвать «снизу», кластеры идентифицируются на конкретно выбранной территории, исходя из присутствия заранее известных предприятий и отраслей-лидеров. Второй подход использует методику, условно называемую «сверху», где ищутся пространственные локализации производства, ориентированные на специфические виды экономической деятельности. Подходы к идентификации кластеров «сверху», учитывая две неизменные характеристики кластеров – функциональную связанность и географическую близость, - традиционно подразделяются на 2 типа:

  • функциональные, ориентированные на выявление промышленных кластеров;
  • пространственные, ориентированные на выявление географических кластеров.

2-й этап: Управление существующими кластерами.

3-й этап: Оценка экономического эффекта от создания кластера.

Говоря о втором этапе, следует отметить, что центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых мощных компаний (сейчас идет тенденция в сторону создания независимой компании, которая координировала бы деятельность всех остальных компании) между которыми сохраняются конкурентные отношения. Это существенно отличает кластер от картеля или финансово-промышленной группы. Кластер предоставляет исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств, в том числе вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. Лидирующие на мировом рынке крупные компании и фирмы нуждаются в большом количестве приспособленного к их технологиям смежных производств, оборудования, материалов и т.п., что создает емкий рынок для небольших фирм, в том числе с инновационной направленностью, которые в будущем и становятся генераторами конкурентных преимуществ [4; 7]. Кластер дает работу множеству мелких фирм поставщиков простых комплектующих, соединяя в себе только лучшие предприятия, обладающие международной конкурентоспособностью. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и родственными отраслями [2].

Достоинствами такой системы управления является эффект масштаба производства, основой которого служит наличие в лице одной из фирм кластера ядра инновационной активности. Вторым положительным эффектом, характерным для кластеров, выступает эффект охвата. В общем случае он возникает при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для получения нескольких видов продукции. В последнее время таким фактором все чаще становятся знания, информация и их носители – люди, кадры. При группировке фирм в кластер эффект охвата значительно усиливается, поскольку возникает возможность использовать такой многофункциональный фактор на самых разнообразных предприятиях при минимальных трансакционных издержках, связанных с его передачей.

Однако, исследователи и практики выделяют ряд недостатков кластерной формы организации производства и бизнеса. В результате усиления конкуренции с зарубежными производителями возрастает эластичность спроса на рабочую силу в кластерах, что может привести к стагнации зарплаты или к повышению в них уровня безработицы.

Необходимо учитывать такие побочные явления, как возможность эффекта блокировки компаний, т.е. не исключено, что одиночные компании будут более конкурентоспособными по сравнению с кластерными:

  • Уязвимость. Специализация может вызвать уязвимость региона. Технологическая прерывистость может подорвать определенные преимущества кластера.
  • Эффект замкнутости. Чрезмерная уверенность относительно локальных контактов и «молчаливого» знания, в комбинации с пренебрежением внешними связями и недостатком предвидения, может объяснить эффект замкнутости, обусловленный преобладанием устоявшихся практик. Поэтому в настоящее время все больше фирм используют практику открытых инноваций [8].
  • Уменьшение конкурентных давлений. Кооперация может вызвать сокращение конкурентных давлений и, следовательно, движущих сил инновации.
  • Синдром самодостаточности. Привыкая к прошлым успехам, кластер может быть не в состоянии распознать изменяющиеся тенденции.
  • Синдром самодостаточности, на мой взгляд, является острой проблемой кластеризации. Кластеры, будучи формой повышения конкурентоспособности, подразумевают в большинстве случаев крупную научную деятельность, создание новых технологий, инновационность в целом. Синдром самодостаточности, может затормозить, если совсем не остановить, научную и исследовательскую деятельность в кластере, а это, в свою очередь, есть торможение технического прогресса. Уменьшение конкурентных давлений как недостаток кластера, по моему мнению, тесно связан с синдромом самодостаточности кластера.

Что касается третьего этапа, то экономическая эффективность от функционирования кластера на территории региона проявляется, прежде всего, в следующем:

  • увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база;
  • появляются предпосылки для экономического роста региона.

Для самих предприятий, входящих в кластер, экономическая эффективность проявляется в том, что:

  • появляется потенциал инновационного роста, развивается инфраструктура для исследований и разработок;
  • появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки;
  • повышается производительность предприятий.

Что касается состояния российской экономики и перспектив ее развития, то создание кластеров исключительно важно для преодоления структурной стагнации и перевода экономики на инновационный путь развития как в масштабах страны в целом, так и на уровне отдельных регионов и отраслей экономики [8]. Это требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс, а также учета региональных возможностей для создания кластеров на определенных территориях [5].

Литература:

1. Гакашев М.М. Методика отбора и формирования экономических промышленных кластеров // Вектор науки тольяттинского государственного университета. серия: экономика и управление. – 2013. - №1. – С. 20-23.

2. Ефимычев Ю.И., Захаров И.В. Промышленные кластеры и экономический рост // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. – 2008. – № 1.

3. Кузнецова Т.А., Ташкинов А.А., Черкасов В.Д. Исследовательский университет как центр инновационной деятельности //Регионология. – 2011. – Т. 75. – №2. – С. 122-134.

4. Мингалева Ж.А. Организационные аспекты активизации инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях структурных преобразований // Организатор производства. – 2003. – Т.19. – № 4. – С. 36-40.

5. Мингалева Ж.А., Гершанок Г.А. Устойчивое развитие региона: инновации, экономическая безопасность, конкурентоспособность. // Экономика региона. – 2012. – №3. – С. 68-77.

6. Мингалева Ж.А. Политика структурной модернизации экономики.// Журнал экономической теории. – 2012. – №2. – С. 109.

7. Мингалева Ж.А. Современные стратегии фирм // Экономика и производство. – 2002. – № 4. – С. 13.

8. Мингалева Ж.А. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики отраслевой структуры экономики // Журнал экономической теории. – 2011. – № 4. – С. 126-136.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна