Значение контроллинга в развитии функциональных подсистем региона

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Во внутренней среде региона формируются функциональные подсистемы, которые активно взаимодействуют друг с другом и вносят свой вклад в приращение конкурентоспособности региональной экономической системы. Для анализа вклада таких систем в приращение конкурентоспособности территории, а также для обеспечения корректной стратегической траектории их развития востребованы инструменты одного из перспективных направлений современной экономической науки – контроллинга. Данные аспекты в полной мере раскрывает статья [1], в которой представлены инструментальные возможности контроллинга в развитии функциональных подсистем региона.

В настоящее время во внутренней среде регионов современной России складываются качественно новые структурные образования – функциональные подсистемы, что является одним из результатов интенсивного системного развития региональных экономических отношений и обозначает новый уровень институционального упорядочивания и структурной реорганизации внутренней среды территорий. Формирование указанных структурных образований предполагает появление качественно нового слоя экономических задач, для решения которых востребованы соответствующие методологические подходы и инструментальные возможности. Поскольку функциональные подсистемы представляют собой синтетические объекты, обладающие многими сторонами и возникшие в процессе интеграционного взаимодействия, то для решения указанных задач необходимо использовать соответствующие эвристические возможности современных научных подходов, сложившихся на стыке смежных направлений современной науки [2].

Создавая в своей внутренней среде структурные образования, региональная экономическая система получает следующие дополнительные возможности:

  • во-первых, обретает качественно новое состояние динамического равновесия, соответствующее сложившимся в ее внутренней среде зонам интенсивного развития, созданным с помощью указанных образований;
  • во-вторых, оптимизирует совокупные издержки обеспечения потребностей территориального развития, не затрагивая при этом интересы других структурных образований, что предполагает соответствующее снижение издержек всех участников процесса структуризации во внутренней среде [3];
  • в-третьих, внутренняя структуризация преобразует характер процесса развития региональной экономической системы, поскольку в ее условиях приоритет отдается территории, что приводит к повышению уровня сбалансированности и приращению конкурентоспособности региональной экономической системы.

Функциональные подсистемы являются наиболее сложным продуктом структуризации внутренней среды региона, вбирая в себя те достижения, которые свойственны кластерам, новым промышленным районам, особым экономическим зонам. В то же время функциональные подсистемы представляют собой зрелое воплощение системного подхода к организации отношений внутренней среды региона. В данном отношении они противостоят стремлению крупных корпораций превратить хозяйственное пространство региональных экономических систем в свою ресурсную площадку, а также взять под контроль процесс развития территории. Однако наиболее сложный продукт структуризации внутренней среды региона нуждается в адекватных инструментах своего развития. Одним из таких инструментов стал контроллинг, изначально получивший развитие в процессе управления отдельной коммерческой организацией [4]. Раскроем его возможности применительно к заявленному объекту.

Как известно, контроллинг оформился, а также получил широкое признание и распространение довольно поздно, в 80-х гг. ХХ века. Вместе с тем, основополагающая идея контроллинга – идея организационного управления издержками – появилась гораздо раньше, в конце XVIII в. В современной России контроллинг появился в одно время с другими результатами рыночных преобразований, то есть в начале 90-х гг. ХХ века. Характерна четкая связь контроллинга с крупными корпорациями, обладающими разветвленной и сложно устроенной внутренней средой, для упорядочивания и рациональной структурной организации которой востребованы соответствующие инструменты. Вместе с тем, контроллинг постепенно выходит за пределы крупных корпораций и начинает использоваться в практике управления местным хозяйством, региональными экономическими системами и другими пространственно распределенными системными образованиями [5].

Отметим частный, спорадический характер обращения экономической науки и практики к возможностям контроллинга, о чем свидетельствуют:

  • малочисленность оригинальных научных и прикладных разработок по данной тематике, что соответствует «догоняющему» типу развития и преобладанию заимствования научных подходов и механизмов управления;
  • господствующее отношение к контроллингу как к набору разрозненных методик и инструментов, позиционирование его за пределами системного подхода;
  • выборочное применение отдельных приемов контроллинга (выделим в данном отношении учет по видам затрат, методики корпоративного контроля, расшифровки данных учета для руководителей корпорации).

Оценивая потенциал контроллинга применительно к функциональным подсистемам региона, правомерно акцентировать внимание на следующих аспектах:

  • адаптации контроллинга к условиям нестабильности внешней среды, что привносит дестабилизацию во внутреннюю среду и дополнительно актуализирует формирование и развитие в ней упорядоченных структурных образований;
  • ориентации контроллинга на системное управление экономическими отношениями, повышение гибкости применяемых механизмов управления;
  • проведении преемственной линии между контролем прошлых состояний, анализом текущих состояний и прогнозированием сценариев будущего развития;
  • лежащей в основании контроллинга необходимости непрерывного отслеживания совокупности изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации, поиск взаимосвязей между указанными изменениями, обоснование четко продуманной системы решений и конкретных действий по обеспечению конкурентоспособности организации или пространственной системы, в том числе – в кризисных ситуациях (данный аспект весьма востребован для большинства региональных экономических систем современной России, относящихся к депрессивному типу);
  • стратегической нацеленности контроллинга на последовательное усложнение процесса управления, что требует разработки соответствующих механизмов координации внутри развивающихся систем;
  • способности контроллинга проявлять эффективность в условиях хронического дефицита информации, наличие у него методик установления достоверности информации, ориентация на создание специальной системы информационного обеспечения процесса управления;
  • накопленном в сфере контроллинга опыте синтеза, интеграционного взаимодействия методик и инструментов, относящихся к различным областям знания и практической деятельности при подготовке и обосновании управленческих решений.

Уточняя возможности контроллинга применительно к управлению функциональными подсистемами региона, отметим, что потребность в его использовании в исследовании и практическом решении проблем структуризации внутренней среды региональных экономических систем в условиях вхождения России в состав ВТО возрастает в силу растущей нестабильности мировых рынков, необходимости коррекции прежней стратегической траектории развития национальной экономики, переплетения совокупности кризисных факторов. В процессе территориального управления, в том числе и в связи с выделением во внутренней среде региона функциональных подсистем продовольственного, туристско-рекреационного, транспортного и иных профилей, усиливаются позиции системного прогнозирования, растет потребность в мониторинге изменений, происходящих во внешней и внутренней средах региональных экономических систем, актуализируются задачи создания механизмов стабилизации с целью обеспечения устойчивого развития и обретения регионом новых конкурентных преимуществ в условиях концентрации кризисных факторов [6].

Следует отметить, что контроллинг только начинает развиваться в пространстве территориального развития, постепенно осваивая его и обретая в нем конкретные возможности и ограничения. Отсюда – множество дискуссионных вопросов применения контроллинга в поле регионального исследования. Выделим ряд новых возможностей, открывающихся перед контроллингом в связи с формированием и развитием функциональных подсистем региона.

На современном этапе развития экономики расширяется само понятие контроллинга – функции учета и мониторинга дополняются функциями подготовки управленческих решений, оценки результатов развития территории. Прежний локальный инструмент становится системным, обобщающим в себе результаты развития ряда направлений территориального менеджмента, что открывает качественно новые возможности для роста конкурентоспособности региональных экономических систем [7]. Раскроем указанные возможности.

Во-первых, утверждается концептуальное представление внутренней среды региона как сетевой организации отношений. Отметим в данном отношении, что концепция реинжиниринга бизнес-процессов, развивающаяся с середины 80-х гг., преодолевает границы отдельных организаций, субъектов рынка, холдингов и оперирует цепочками процессов, охватывающих многообразие отношений подсистемы. Эта концепция в настоящее время используется в целях управления разветвленными системами, обладающими множеством точечных субъектов. С точки зрения современной редакции системного подхода, важно рассматривать сети, в которые включены те или иные субъекты, как целостность, поскольку императивом современной конкуренции становится формирование сетевых конкурентных преимуществ, в которых комбинируются и переплетаются вклады единичных экономических субъектов. На мировом рынке в конкурентное взаимодействие вступают вовсе не отдельные функции, бизнес-процессы или организации, а выстроенные сетевые структуры. Соответственно, планирование, контроль и информационное обеспечение должны охватывать сеть в ее целостности.

Во-вторых, происходит наполнение понятия контроллинга качественно новым содержанием. Если изначально контроллинг охватывал задачи, возникавшие в сфере учета и финансов, то затем сюда добавились задачи эффективного контроля и оптимизации использования финансовых ресурсов; в дальнейшем указанный круг задач обогатился задачами сценарного прогнозирования и др. Правомерен вывод о том, что расширение круга задач означает функциональное обогащение контроллинга; при этом в сфере разработки задач управления функциональными подсистемами следует акцентировать внимание на информативной функции, позволяющей обеспечить потребности управления динамично развивающейся подсистемой, связывающей воедино потоки разнообразной информации о состоянии отдельных экономических субъектов, локальных рынков, инвестиционной экспансии или оттоке капитала, миграции трудоспособного населения, жилищном строительстве и т.п. [8].

В-третьих, следует учитывать, что процесс структуризации внутренней среды региональной экономической системы изменяет способ организации указанной среды, в том числе усиливает поляризацию хозяйственного пространства, усугубляя разрывы между зонами активного роста и зонами депрессивности. Глубокие различия в достигнутых уровнях и потенциале развития отдельных территориальных систем накладывают отпечаток на протекающие в их внутренней среде структурные процессы, корректируя возможности контроллинга и ставя перед ним новые задачи. Выделим в данном отношении задачу обеспечения симметрии регионального развития. В данном отношении контроллинг призван стать инструментом стабилизации и единой стратегической направленности территориального развития, что предполагает:

  • разработку программы необходимых нововведений для реализации общей территориальной стратегии в условиях локализации функциональных подсистем;
  • оценку согласованности результатов предшествующего развития, программы структурных нововведений и отдаленных стратегических целей, связанных с данными нововведениями;
  • принятие решений о согласовании целей и интересов различных функциональных подсистем под углом зрения обеспечения интересов доминирующей по отношению к ним системы региона.

Литература:

  1. Баликоев А.А. Контроллинг в развитии функциональных подсистем региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2013. – №1. – С. 48-52.
  2. Ермоленко А.А. Учет в системе экономического знания. – Краснодар: ЮИМ, 2008.
  3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
  4. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. – М.: Изд-во МГУ, 2010.
  5. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации // Экономическая библиотека. URL: http://economy-lib.com.
  6. Захарова Е.Н., Ляушева С.А. Эволюция экономической природы торговли в «экономике, основанной на знаниях» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. –2012. – №1. – С. 254-259.
  7. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. – М.: Бератор-Пресс, 2009.
  8. Чернявская С.А., Ермоленко А.А. Метод формирования продовольственной подсистемы региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. – 2011. – №3. – С. 47-53.
Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна