Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Эволюция экологически сбалансированного хозяйствования: опыт США и Канады
В странах Северной Америки накоплен достаточно солидный опыт аграрного производства на рыночной основе, актуальность изучения и критическое переосмысление коего с учетом российской специфики представляется бесспорной. Особого внимания заслуживает исследование накопленного за последние семь десятков лет опыта разработки и реализации эколого-экономических программ развития сельского хозяйства, когда они использовали конкретные механизмы экологизации аграрного производства, балансирования экологических интересов на макро уровне с экономическими мотивациями хозяйствующих субъектов.
Безусловно, в аграрном развитии США и Канада добились серьезных качественных сдвигов, дающих основание характеризовать аграрный сектор в этих странах как высоко развитый, позволяющий производить и поставлять на внутринациональный, а также региональный – в рамках НАФТА, и глобальный продовольственный рынок конкурентоспособную продукцию, при этом в известной мере позаботиться о поддержании жизнеспособности своих отечественных фермерских хозяйств и создать высокоинтегрированную межотраслевую вертикальную продовольственную систему, обеспечивающую комплексное безотходное использование сельскохозяйственного сырья. Каким образом решались эти проблемы за океаном, каковы закономерности, проявившиеся в ходе многолетней практики общенациональных и региональных эколого-экономических аграрных программ, роль властных структур в решении этих проблем, а также детальный анализ основных тенденции развития американского сельского хозяйства за последние полстолетия, на фоне последовательной иллюстрации характера становления инновационного типа развития и обеспечения эколого-экономической устойчивости, читатель может почерпнуть из научной монографии.
В контексте эволюции развития агробизнеса этих стран следует рассмотреть специфику и опыт разработки и реализации программ, связанных со становлением органического сельского хозяйства и круга вопросов, являющихся фундаментом перевода на вектор эколого-экономически устойчивого развития аграрного и агропромышленного производства.
Касательно достигнутого уровня аграрного производства и характера достигнутых интеграционных процессов более высокий в США и Канаде, несколько контрастирует с этим Мексиканское сельское хозяйство.
Начнем с Канады, имеющей природно-климатические условия приближенные к России. Властные структуры и канадское фермерство уделяют серьезное внимание вопросам экологизации аграрного сектора. Достаточно отметить, что за последние годы принята Общенациональная концепция по переводу всей продовольственной системы Канады на вектор устойчивого развития, которая конкретизирована в Концепции по устойчивому развитию агропродовольственной сферы, принятой и уточненной детально дважды в разрезе отдельных важнейших направлений и хронологично, сроком на каждые 5 лет. На фоне экологизации продовольственной системы известное развитие получает и органический сектор: под органическое земледелие отведено более 1 млн. га, выращивание экологически чистой продукции занимает 1,34%. В США эти показатели равны соответственно 0,9 млн. га, и 0,2%. Канада занимает 2е место после Австралии, США – 3е, по ареалу размещения органического земледелия.
В Северной Америке производится разнообразный ассортимент экологически чистой продукции, но менталитет американцев и европейцев несколько различен по отношению к проблеме выбора между генетически модифицированными продуктами – ГМП, и экологически чистыми продуктами. В Европейских странах более остро выражено неприятие ГМП и большее тяготение к биотоварам, нежели за океаном. Выраженный перевес экономической мотивации и больший потенциал в увеличении прибылей и завоевании новых рынков за счет расширение масштабов культивирования ГМП в странах Северной Америки перехлестывает инициативу по развитию органического земледелия. Тем не менее, в странах НАФТА (США, Канада и Мексика) объем рынка экологически чистой продукции составляет около 10 – 12 млрд. дол., из которых – 8 млрд. приходится на США. Мотивацией к развитию органического сектора в них является как рост спроса на экологически чистую продукцию во внутреннем рынке, так и возрастающий спрос Японии и стран ЕС на биотовары.
Кроме того, имеются экспертные оценки различных ведомств в упомянутых странах, согласно которым эти данные гораздо выше. К примеру, эксперты Федерального министерства сельского хозяйства Канады в своей общенациональной программной публикации «Сельское хозяйство в гармонии с природой. Стратегия устойчивого развития сельского хозяйства и продовольственной системы Канады» четко сказано о том, что их страна является мировым лидером в исследованиях, производстве и рыночной реализации широкого круга продуктов с потенциально благоприятным воздействием на здоровье человека.
Это связано со структурой питания, имея в виду приоритетное развитие производств, продукция которых позитивно воздействует на иммунную систему человека, сместив акценты с высококалорийной пищи на специально очищаемые и реализуемые в медикаментозной форме функциональные продукты питания. Экологически безопасные продукты питания по их оценкам является основой функционального питания.
Канада – высокоразвитая страна в аграрном отношений за последние десятилетия претерпела серьезные структурные изменения, поскольку заметное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности стали причиной оттока молодежи из сельской местности. В результате, почти треть сельских жителей Канады – это старше 65 лет. Кроме того, такие показатели по канадскому аграрному сектору как уровень безработицы – выше, чем в среднем по стране, а семейный доход и ряд других социальных показателей – ниже, чем в среднем по экономике страны.
За последние полстолетия в канадском аграрном секторе происходили характерные для развитых стран явно выраженные тенденции по технократическому развитию аграрного сектора. Зримо наращивался уровень концентрации аграрного производства и централизации капитала, о чем говорят такие данные: только 8% канадских фермеров владеют почти половиной всех земель, используемых в сельскохозяйственном производстве; средняя площадь обрабатываемых земель возросла за этот период на одного фермера – пятикратно и составляет – 250 га. По расчетам канадских экспертов, в среднем одно фермерское хозяйство поставляет продукты питания, достаточные для того, чтобы прокормить 135 человек. На сегодня средние и крупные фермы дают 98% реализуемой сельскохозяйственной продукции, высокая эффективность которых поддерживается динамично сформировавшейся высокоразвитой вертикально интегрированной общенациональной продовольственной системой, обеспечивающей сравнительно высокую конкурентоспособность и четко сохраняющуюся экспортоориентированность сельского хозяйства Канады.
Эти преобразования происходили на фоне культивирования заложенных серьезных традиции по экологизации аграрного сектора, выразившиеся в четком использовании с учетом экологических аспектов севооборотов, почвозащитных технологии, элементами которых являются безотвальная вспашка, посадка лесополос, контурная обработка земель, ландшафтное землеустройство, террасирование, восстановление травяного покрова склонов водоканалов, вывод из активного сельскохозяйственного пользования эродированных земель, их трансформация, меры по восстановлению и ряд других крупномасштабных мероприятий, обеспечивающие достаточно солидный фон по выращиванию экологически чистых продуктов питания и становлению органического сельского хозяйства.
Законодательное закрепление парадигмы экологизации сельского хозяйства в Канаде наблюдалось, как и у их соседей США на протяжении семи-, восьми десятков лет. Так, основные из них: Закон о реабилитации фермерских хозяйств в прериях от 1935 г. (Prairie Farm Rehabilitation Act), оказавший существенную поддержку фермерам в освоении почвозащитных и природоресурсосберегающих технологии, которые позднее были закреплены сельскохозяйственным законом от 1961 г. (Agricultural Rehabilitation and Development Act) как общенациональные меры.
В 1960-х гг. практиковалось крупномасштабное субсидирование депрессивных сельских территорий. В контексте принятых законов реализованы государственные программы социально-экономической помощи фермерству, для чего были учреждены общефедеральный Фонд и Программа сельского развития (Canadian Adaptation and Rural Development), которые впоследствии в 2004 г. трансформированы в новую федеральную программу поддержки фермерства с ярко выраженной экологической направленностью.
Итак, современная общефедеральная программа поддержки передовых и инновационных методов ведения аграрного сектора Канады включает следующие три общефедеральных аспекта:
- Инновационные проекты касательно реальной интеграции аграрного сектора и перерабатывающей промышленности.
- Научные разработки, позволяющие расширить сельскохозяйственный рынок, увеличить доступ к новым рынкам.
- Дальнейшее развитие системы Экстеншн, а также проектов информационного характера, позволяющие придать новый динамизм развитию аграрного сектора.
Характерной чертой современного канадского аграрного сектора является органичное взаимодействие федеральных и провинциальных властных структур в вопросах обеспечения экосистемного подхода в развитии аграрных ландшафтов, обратив особое внимание на производство экологически безопасной сельскохозяйственной продукции. Хотя экологические основы для эффективного развития органического сельского хозяйства в Канаде достаточно благодатные, все же органический сектор сельского хозяйства еще занимает скромные позиции – от 0,5 до 1 % объема выращенной сельскохозяйственной продукций. Официальный сертификат производителя органической продукции имеют 1,5 тыс. фермеров, занятых в основном в центральных провинциях Канады. Эти сертификаты касаются главным образом растениеводческой продукции.
Кроме того, из числа канадских фермеров более 1 тысячи заняты органическими технологиями производства животноводческой продукции, так называемое альтернативное животноводство, предполагающее исключение всякого рода биостимуляторов, более полное использование биоклиматического потенциала естественных пастбищ.
В аграрном секторе Канады на путях дальнейшей экологизаций прилагаются усилия по разрешению противоречий между интенсивными и экологически приемлемыми технологиями. Тем не менее, за последние годы в Канаде вкупе с США имеются серьезные подвижки касательно широкомасштабного культивирования транс генных культур, связанных с этим технологиями, при которых выращиваются генетически модифицированные изделия – ГМИ, и генетически модифицированные продукты – ГМП. Как вызов данному феномену, на наш взгляд, из духа противоречия навязанным сомнительным с точки зрения последствии потребления ГМП – именно этим объясняется возрастающий спрос потребителей на экологически чистую продукцию в Северной Америке. По некоторым оценкам платежеспособный спрос на экологически здоровую пищу в этих странах возрос на 10-15%.
Каковы предпосылки к смене парадигм развития в пользу экологизации аграрной отрасли и существующей аграрной политики стимулирования перехода к устойчивому развитию и в этом контексте к становлению органического сельского хозяйства кратко рассмотрим на примере США.
Говоря о составляющих эколого-экономически устойчивой хозяйственной системы в США исходят из того, что на фоне развития данной системы раскрывается в полной мере потенциальная возможность освоения органического сельского хозяйства, а также в этом контексте культивируются в рамках современного аграрного сектора США оптимальная комбинация технологических инновации с необходимыми способами защиты природных ресурсов, окружающей среды, производства экологически защищенных качественных продуктов питания и сырья для пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности при поддержке жизнеспособности фермерских хозяйств. Процесс перехода к эколого-экономически сбалансированному устойчивому развитию и становления органического сельского хозяйства предполагает также сохранение сельских сообществ и обеспечение надежных поставок продуктов питания в достаточных количествах и высокого качества. Добиваться рационального использования природных ресурсов не в ущерб будущим поколениям, прибыльности фермеров, поддержки и защиты сельских сообществ, высокой продуктивности и эффективности в аграрном секторе, а также охраны здоровья людей.
В качестве отличительной особенности и специфики США в вопросе становления органического сегмента аграрного сектора можно отметить то обстоятельство, что эти процессы осуществляются в условиях, когда имеют место объективные трудности, созданные транснациональными корпорациями – ТНК, поскольку из-за высоких объемов производства и интегративных возможностей крупных корпорации, занятых производством продукции химикалиев для сельского хозяйства, а также наращивание потенциала компании расширяющих ареалы использования средств ГМИ и ГМП в сельскохозяйственных технологиях, средние, а зачастую и крупные фермерские хозяйства с точки зрения конкурентных возможностей оказываются явно в невыгодном положении.
Фермеры США, получающие от доллара американского потребителя, направленного для приобретения продовольствия, лишь двадцать два цента, как в прокрустовом ложе ограничены в тисках вертикально завязанных интеграционных производственно-экономических связей в системе Агробизнеса США. Наряду с этим, интересы мощных корпорации, имеющих сверхприбыли от ГМП, также реальность, как скала – стоящая перед фермером с его скромными возможностями. Но в качестве подспорья представляется нарастающее давление со стороны американского потребителя, всей общественности, имеющих откровенное желание, подкрепленное платежеспособным спросом - питаться экологически чистой продукцией. Это как бы представляет противовес интересам крупного агробизнеса, в условиях продвинуто развитого аграрного сектора и доминирования в агробизнесе крупных корпорации, форсирующих развития ГМП, также оказывающих влияние на судьбы становления органического сектора сельского хозяйства. Третий аспект, проявляющий заметное воздействие, в данном случае весьма позитивное – это многолетний опыт развития природоохранных консервационных мер, перманентно реализуемых в принятых общенациональных программах, что благотворно влияет на судьбы органического сегмента продовольственного рынка.
Итак, последний аспект имеет большое значение, поскольку регулирующие механизмы (compliance mechanisms) исполнения консервационных программ в основе своей ориентированы на требования по соблюдению основных экологических императивов, а также зависят от уровня экологических обязательств как одного из условий приемлемости, стратегически составляющих оптимальный набор консервационных мер и подбор органично сочетаемого круга консервационных программ для конкретных фермерских хозяйств. Эти механизмы используют функциональные особенности как государственных стандартов для частных сельскохозяйственных товаров или действий в аграрной сфере, так и экономические стимулы, связанные с выполнением не только локально, но и общественно значимых консервационных мероприятий.
Регулирующие или гибкие механизмы – своеобразный барометр экологизации аграрного производства в отдельно взятом фермерском хозяйстве или сельском сообществе. Расшифровывая характер реализаций существующих консервационных программ, которые используются как система рычагов государственного регулирования, гибкие механизмы их выполнения не требуют больших дополнительных бюджетных расходов для выплат производителям, хотя необходима техническая помощь для разработки гибких планов по консервации. Примечательно, что фермерство США, имеющее в своем распоряжений широкий выбор консервационных программ, при действии принципа добровольности участия в них, касательно регулирующих или гибких механизмов - их участия носит обязательный характер. В данном случае роль государственных органов управления - определить и установить выполнение необходимых критериев и норм по безусловному выполнению экологических императивов.
Гибкие механизмы хорошо подходят для решения определенных агроэкологических проблем, которые возможно труднее выполняются при использовании дотационных программ. Например, дренаж сильно увлажненных земель может привести к потере преимуществ федеральной программы Wetland Reserve Program – WRP. С другой стороны, чтобы обеспечить сохранность сильно увлажненных земель, с использованием программы безвозмездных субсидий федеральным специалистам и руководителям, определяющим политику, придется изыскивать средства для сохранения всех болотистых и сильно увлажненных земель, что является потенциально дорогой перспективой.
Известно, что комплекс консервационных программ, принятых в 1985 г., а также законодательный акт о продовольственной безопасности (Food Security Act) открыли новый этап агроэкологической политики. Наиболее основополагающими изменениями принято считать жесткие комплексные меры, обусловливающие восстановление высокоэродированных почв, для чего используются консервационные программы, в которые в массовом порядке вовлечены фермеры и ранчеры. Другим, не менее важным аспектом, представляется радикальный поворот в использовании болотистых и сильно увлажненных земель: от массового осушения и интенсивного их применения в земледелии, что практиковалось ни один десяток лет, к последовательному восстановлению, по возможности, первозданного их вида. Гибкие механизмы предусматривают жесткие ограничения сельскохозяйственной деятельности по консервации ресурсов, в противном случае фермеры могут поплатиться снятием льгот, предоставленных в контексте участия в консервационных программах, экономических стимулов по отдельным федеральным консервационным программам, и предусмотренных выплат на поддержку доходной части.
В частности, в рамках действующих положений об охране почв, с учетом степени эродированности участков, сельскохозяйственные производители обязаны применять соответствующую систему земледелия, набор культур, агротехнику, не допускающие отклонения от предусмотренных по данному земельному участку системы консервации почвы. Гибкие механизмы требуют дифференцированного подхода в осуществлении консервационных мер на старопахотных землях с высокой степенью эрозии. Тем не менее, требования по ним менее строгие, чем предусмотрено системой консервации залежных земель. Или другой пример, в контексте программы восстановления и охраны болотистых и сильноувлажненных земель, фермеры, использующие эти земли, нарушая установки программы Swampbuster, могут потерять предусмотренные по федеральным программам выплаты.
Введение в практику гибких механизмов консервации было шагом вперед по координации сельскохозяйственных и агроэкологических стратегий, положения о залежных землях и механизмы консервации высокоэрозийных земель были введены в действие вместе с программой консервации резервов как часть общей стратегии по уменьшению эрозии почв. Жесткие, комплексные механизмы регулирования по консервации компенсируют ранее возникавшие несоответствия между программами по сельскому хозяйству и капиталовложениям, направляемым на развитие аграрного сектора, иногда и на экологически неустойчивых землях, и консервационными программами, через реализацию которых предпринимаются попытки найти способы уменьшить отрицательное воздействие сельскохозяйственного производства на окружающую среду.
В современной агроэкологической стратегии фермеры США в вопросах экологизации аграрной деятельности обязаны считаться с существующими регулирующими требованиями, хотя они не занимают центральное место в спектре стратегической политики. Однако фермерам приходится работать в условиях все более сложных регулирующих положений. Федеральные законы, все более жестко контролируют экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности в рамках ряда регулирующих законов. В частности, поправки к законодательному акту по прибрежной зоне (the Coastal Zone Act Reauthorization Amendments – CZARA), которые направлены на жесткий контроль источников сброса загрязняющих веществ в прибрежные воды; законодательный акт по чистой воде (the Clean Water Act – CWA), который наряду с другими связанными с очисткой воды проблемами регулирует запасы иловатого торфа и наполнительных веществ в сильноувлажненных землях; федеральный закон по использованию инсектицидов, фунгицидов и родентицидов (the Federal Insecticide, Fungicide, and Rodenticide Act – FIFRA), который регулирует применение химикалиев в сельскохозяйственном производстве; и законодательный акт по исчезающим биовидам (the Endangered Species Act - ESA), который направлен на защиту биовидов, находящихся на грани вымирания. Актуальными остаются также проблемы животноводческих стоков, утилизации и устранения их негативного влияния на водные ресурсы, что в центре внимания Управления по охране окружающей среды (The Environmental Protection Agency – EPA).
Следует отметить, что в вопросе становления органического сельского хозяйства в США, также как и в выше рассмотренном канадском варианте, имеется благодатная общеэкологическая основа, давно практикуемая фермерством и четко регулируемая властными структурами на общефедеральном, региональном и локальном уровнях. На сегодня существует широкий диапазон механизмов для принятия стратегических решений: от прямых до косвенных, добровольных и обязательных к исполнению, от информационной и технической помощи до жесткой регламентации хозяйственного режима или уровней исполнения. Некоторые методы обеспечивают прямые экономические стимулы, чтобы способствовать активному участию фермеров в выполнении консервационных программ. Некоторые механизмы в большей степени способствуют принятию решений по практике выращивания сельскохозяйственных культур и методам организации аграрного производства, другие больше подходят для решения экологических проблем по выводу земли из оборота (эрозийных и истощенных).
Несмотря на широкий диапазон выбора, агроэкологическая стратегия МСХ США за последние два десятилетия была ориентирована в основном на такие аспекты: политика экономических стимулов фермерства для долгосрочного изъятия эрозийных земель из сельскохозяйственного оборота, жесткое регулирование сохранности плодородия почв на землях, находящихся в аграрном производстве, активно используя при этом весь набор почвозащитных технологий и агролесомелиорации, радикальные изменения в вопросах восстановления и защиты болотистых и сильноувлажненных земель, обеспечивающих экологическое равновесие в агроэкосистемах. На этом фоне происходили и противодействующие диаметрально противоположные процессам экологизации интеграционные меры, зачастую оказывающие негативное влияние.
К примеру, централизация капитала в сфере агробизнеса США, олицетворением серьезного стимулирования дальнейшего развития транс генных культур, можно отметить, так сказать, объективно вынужденное на фоне крупномасштабных мер развития биотехнологий реструктурирование в середине 1990-х гг. в сфере сервиса агробизнеса США - это покупка сельскохозяйственной химической компанией Monsanto многочисленных мелких исследовательских фирм, а также слияние компаний DuPont и компании по производству семян Pioneer. Такие приобретения и слияния компаний были предназначены для того, чтобы позволить объединенным фирмам захватывать права собственности на биотехнологические новшества и использовать вещества, вызывающие усиление действия, вразрез со стадиями процесса производства – от основного исследования до продажи конечного продукта.
Такие меры вряд ли приближают крупномасштабное освоение органического сегмента продовольственного рынка, поскольку они развивают и вширь и вглубь ГМИ и ГМП как противовес производству экологически чистой продукции.
Серьезным подспорьем в вопросах развития органического сегмента аграрного сектора США является деятельность властных структур различных иерархических уровней от графства и локальных сообществ, затем на уровне штата и общефедеральный уровень. Координация этих работ осуществляется со стороны МСХ США, поскольку одной из важных направлений деятельности МСХ США – это проблемы становления органического сектора, и круг вопросов по обеспечению здорового питания населения. Этим заняты следующие подразделения: Служба сельскохозяйственного маркетинга (Agricultural Marketing Service - AMS), Служба инспекции здоровья животных и растений (Animal and Plant Health Inspection Service), Администрация по инспекции зерна, откормочных площадок и боен (Grain Inspection, Packers and Stockyards Administration), руководство коими реализовывается соответственным зам. министра (секретаря) по маркетингу и регулированию программ (Under Secretary for Marketing and Regulatory Programs). Совместная четко налаженная работа данного блока подразделений призвана решать двуединую задачу: продвижение товарной сельскохозяйственной продукций на продовольственном рынке, как внутреннем, так и зарубежном, оказывая тем самым конкретную помощь фермерам; также обеспечивая системный контроль отечественного и импортного видов продовольствия гарантировать снабжение потребителя высококачественными и разнообразными продуктами питания. Иначе говоря, услуги по продвижению фермерского товара, с одной стороны, безопасное снабжение здоровыми продуктами питания при культивировании системы контроля качества, аттестаций ассортимента продукций, стандартизаций и сертификаций качества продовольствия – с другой.
Служба сельскохозяйственного маркетинга (Agricultural Marketing Service – AMS) непрерывно ищет способы помочь фермерам и закупщикам сельскохозяйственной продукций в целях улучшения американской системы маркетинга продовольствия. В частности, Федерально-штатская программа совершенствования маркетинга (Federal-State Marketing Improvement Program – FSMIP) обеспечивает соответствующими средствами МСХ для улучшения системы маркетинга. Цель программы состоит в том, чтобы уменьшить затраты или идентифицировать новые рыночные возможности для производителей, в конечном счете принося пользу потребителям через более низкие цены на продовольствие и более разнообразный ассортимент.
Резюмируя кратко отметим, что для условии реформирования аграрной политики в Российской Федерации опыт инновационного типа развития аграрного сектора за океаном, где в разумных пропорциях учитываются экономические мотивации хозяйствующих субъектов, а также используются рычаги государственного регулирования в виде целевых эколого-экономических программ с учетом общенациональных интересов, претендуя на освоение устойчивого развития и восстановления эколого-экономически сбалансированного функционирования аграрной и агропродовольственной сферы – будет в ближайшее время весьма востребован. Это, видимо, будет касаться и вопросов общенациональной концепции устойчивого развития аграрного сектора РФ, разработки и реализации национальных программ экологизации аграрной сферы, так и гармоничного развития рыночных инфраструктур в разрезе агропромышленных производств в регионах.
Поддержание жизнеспособности фермерства на фоне активного проведения общенациональных и региональных экологических программ при сохранении высокой производительности труда в сельском хозяйстве и достаточно надежной конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, достигнутые на сегодня за океаном, характеризуют насколько преуспели американцы и канадцы в решении вопросов преодоления негативных экологических последствий от допущенных перегрузов агроэкосистем различных уровней, вызванных перманентным непомерным крупномасштабным культивированием индустриальных отраслевых технологий, использованием интенсивных факторов роста аграрного и агропромышленного производства, а также проблем восстановления экологического равновесия в агроландшафтах, создания механизма инновационного типа развития, предполагающего гармоничное развитие общества в условиях свободы человека, работы демократических структур во благо стимулирования рыночных мотиваций фермерства, господства здравого смысла, справедливости и согласия с природной средой, в создании эффективной экологизированной хозяйственной системы, стимулирующей фермерство страны к высокоэффективному труду, а также осуществление консервационных программ, обусловливающих органичное сочетание экономических и экологических составляющих.
Тем не менее, в конкретном случае из рассмотренного американского опыта ведения сельского хозяйства, на сегодня хотелось бы акцентировать внимание коллег и практиков на насущность принятия во внимание не только позитивный заокеанский опыт, но и радикального увеличения господдержки отечественного крестьянина, с тем, чтобы максимально адаптироваться к условиям ВТО, что носит принципиальный характер.
Безусловно, хозяйственная рыночная система – это магистраль, столбовая дорога, которая может вывести российское общество на благопристойный уровень развития. Насколько последовательно и надежно она будет проложена и как разумно общество и государство сумеет решить все составляющие данной проблемы, настолько верно и эффективно для российского общества будет решена проблема продовольственной безопасности, выполнения Госпрограммы развития сельского хозяйства РФ на период 2013 – 2020 гг. Но обеспечение в этом контексте эколого-экономически устойчивого развития российского сельского хозяйства, как процесс качественно отличный от перехода к рынку, но который должен осуществляться в современном российском варианте бок о бок с освоением рыночной системы хозяйствования, как нам представляется, следует обеспечить на путях приоритетного государственного руководства и полномасштабной государственной поддержки в целях реализации обозначенных императивных мер.
Речь идет о том, что рынок и рыночная мотивация хозяйствующих на земле субъектов нельзя представлять как панацею. В целях обеспечения динамичного эколого-экономически устойчивого развития аграрной сферы важно разумное государственное регулирование органичности взаимодействия экономических интересов и экологических императивов, где развитие аграрной экономики согласуется с требованиями природы. При этом не менее важна продуманная государственная агроэкологическая стратегия, обеспечивающая последовательное сбалансированное развитие элементов агроэкосистем, их экологическое равновесие, динамичное сосуществование аграрных и природных ландшафтов, а также достижение комплексного сельского развития.
Именно с этих позиций, по нашему убеждению, американский опыт становления и функционирования фермерства, сформированный механизм инновационного типа развития, взаимодействие властных структур, бизнеса и фермерства, как компонентов данного механизма, разработка и реализация консервационных программ по восстановлению экологического равновесия агроэкосистем, органичного сочетания экономических мотиваций хозяйствующих на земле субъектов с экологическими императивами – представляет для аграриев стран СНГ очевидную практическую ценность.
Эволюция развития фермерства США и Канады, характер реализаций мер, объективно вызываемых практикой, касательно жизненно важных процессов экологизаций аграрной отрасли, дает основание полагать, что в этих странах накоплен большой опыт не только высокоэффективного агробизнеса в рыночных условиях, но и умелого применения множества вариантов освоения консервационных программ, позволяющих существенно экологизировать аграрный сектор и улучшить состояние природных ресурсов, так или иначе, касательно сельскохозяйственного производства. С учетом влияния многих объективных и субъективных факторов формировались конкретные механизмы освоения консервационных мер, при которых характер взаимодействия экономических и экологических составляющих на различных этапах развития аграрной сферы и общества имел свои особенности. Основным лейтмотивом дальнейшего совершенствования агроэкологической стратегии и придания известного динамизма в отработке и освоений механизмов ее реализаций, являлись неуклонно возраставшие со стороны общества требования к аграрному сектору и продовольственному рынку на предмет снижения до минимума негативных воздействий аграрной отрасли на окружающую среду, и обеспечения продовольственной безопасности.
Авторы: Пшихачев С.М., Тагузлоев А.Х., Каскулов А.М., Россия, КБР, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова