Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Перекрестное субсидирование
Энергосбережение является важной государственной задачей, как для производственных предприятий, так и для населения. В нашей стране пока не используются все возможности снижения потребления энергоресурсов. В данной статье рассматривается одна из проблем, касающаяся всех потребителей энергии, это перекрестное субсидирование.
В общем случае перекрестное субсидирование в электроэнергетике означает перераспределение тарифов по оплате электроэнергии между различными группами потребителей, одни из которых (промышленные) оплачивают часть стоимости электроэнергии, потребленной другими (население и другие группы). Этот вид оплаты появился в стране в период экономического кризиса, как элемент социальной защиты населения. Однако за последние 20 лет отношения между партнерами многообразно и существенно изменились и стали тормозом развития энергетики, да и всей экономики страны.
Перекрестное субсидирование может быть выражено в нескольких видах, как в скрытой, так и в явной формах.
К скрытому субсидированию относится производство электрической энергии за счет производства тепловой энергии на ТЭЦ, что составляет до 30% топлива, сюда же относятся накладные расходы, затраты между базовой, полубазовой и пиковой энергией у производителя.
Следующий вид – скрытое субсидирование потребителей электрической энергии за счет потребителей тепла от ТЭЦ. В народе бытует распространенное мнение, будто производство тепловой энергии на ТЭЦ является убыточным, и что государство якобы вынуждено дотировать выработку тепла от ТЭЦ для населения за счет экономически выгодной электроэнергии. Теплотехнические расчеты затрат первичного топлива показывают, что каждый житель, использующий тепло отработанного пара ТЭЦ, экономит значительное количество топлива, и способствует экономному производству электроэнергии не только для себя, но и еще для 6-8 жителей города.
Еще один вид скрытого субсидирования – это затраты на обеспечение резерва электрической мощности за счет затрат на электрическую энергию. Затраты на обеспечение мощности трудно определить, поэтому они не выделяются отдельно, а путем перекрестного субсидирования включаются надбавкой в плату за передачу электроэнергии и мощности. Стремление включить все виды затрат на обеспечение резерва в стоимость энергии приводит к сокрытию этих затрат и отсутствию стимулов к их выявлению, нормированию и последовательному снижению.
Аналогично производится субсидирование затрат на обеспечение резерва тепловой мощности за счет затрат на производство тепловой энергии. В данном виде перекрестного субсидирования отсутствует методологический подход к определению затрат на обеспечение надежности и бесперебойности теплоснабжения. Затраты являются одними из самых существенных (от 30 до 150% в объеме затрат на резерв мощности) и наименее изученными с точки зрения их нормирования.
Одной их причин этого вида субсидирования можно назвать неразвитость системы коммерческого измерения и регулирования тепловой мощности применительно к расчетной температуре наружного воздуха. Здесь также переносятся затраты на другие статьи расходов, чем искажается реальная стоимость тепловой энергии и мощности.
Субсидирование новых потребителей за счет «старых» относится к пятому виду. Это наиболее скрытый и наименее обсуждаемый вид перекрестного субсидирования. Он широко применяется при подключении новых потребителей к существующим электрическим и тепловым энергетическим системам.
Следующий вид затрагивает интересы населения - субсидирование социально-значимых потребителей (избирателей), по социальному различию. Население субсидируется за счет промышленности и коммерческих потребителей. Применяется как в явной форме – при установлении тарифа, так и в неявной – полускрытой. Примером полускрытого социального субсидирования можно назвать введение различных тарифов на природный газ. Для населения и ЖКХ существуют льготные, или так называемые лимитные, тарифы на газ. Для промышленных потребителей – сверхлимитные тарифы, которые на 30-40% выше.
Субсидирование удаленных потребителей за счет близко расположенных к энергоисточникам. В электроэнергетике, к примеру, это субсидирование энергоснабжения деревень, дач, зон отдыха, расположенных от источников электроснабжения дальше15 км. В теплоэнергетике – субсидирование теплоснабжения коттеджей, расположенных в стороне от магистральных теплотрасс. Наиболее распространенной формой перекрестного субсидирования здесь является искусственное объединение разнохарактерных источников в некий центр энергообеспечения, иначе говоря, объединение неэффективных источников с эффективными.
Следующий вид – субсидирование новыхэнергосберегающих технологий.
Традиционные поставщики тепловой и электрической энергии фактически субсидируют строительство мусороперерабатывающих заводов, разработку тепловых насосов, тепловых аккумуляторов, генерацию на основе «зеленых» технологий и т.д.
Как видно из приведенных видов перекрестного субсидирования, имеется огромный резерв в устранении отмеченных скрытых и явных форм субсидирования.
Однако следует отметить и то, что перекрестное субсидирование устраивает руководителей крупных электрогенерирующих предприятий, использующие пробелы в методических указаниях в своих финансовых интересах, а также руководителейгородов и регионов. Значительно проще работать с избирателями, имеющими одинаковые тарифы, нежели объяснять, почему реальная стоимость тепла от ТЭЦ для потребителей одного микрорайона в 2 или в 5 раз ниже, чем для потребителей другого, соседнего микрорайона, которые получает его от котельной, работающей на мазуте или другом топливе.
Президент страны потребовал от правительства решить вопрос субсидирования на основе взвешенного, выверенного подхода. Рекомендовал не допустить необоснованного роста тарифов на электроэнергию для населения и для малого бизнеса.
План мероприятий, предлагаемый Минэнерго, сводится к тому, чтобы законодательно определить объем субсидирования и постепенно его снижать. Для того чтобы не вызвать социального напряжения, предлагается программа защиты наименее обеспеченных слоев населения. В частности, с 1 сентября 2013 г. в ряде регионов России стартовал эксперимент по переходу к социальной норме потребления электроэнергии. Лимиты месячного энергопотребления усреднено составят порядка 70 кВт/час.
В случае признания эксперимента удачным, вся Россия переходит на новую систему оплаты уже с 1 июля 2014 г. Это только первые шаги.
Исходя из реальной ситуации в стране, пока трудно оценивать экономическую эффективность отдельных предприятий и регионов, так как скрытое субсидирование на энергоресурсы искажает реальные показатели, влияет на конкурентоспособность продукции и экономику в целом.
Выход один – государство должно установить экономически обоснованные тарифы для всех без исключения групп потребителей, исключить скрытое и перейти к явному субсидированию льготных групп потребителей.
Автор – Мудрова А.А., Мудров А.Г., Казанский государственный аграрный университет, Казань, rusnauka.com