Управление экономической системой региона на основе рациональной организации информационных ресурсов

В настоящее время распространены два подхода: об органах государственного управления как пассивном субъекте потребления информационных услуг («заказчик» решений) и о государстве как активном участнике данного сегмента рынка, осуществляющем вмешательство и регулирование в процесс внедрения новых информационных технологий, в том числе и в экономической сфере.

Перечислим обстоятельства, в силу которых органы власти должны активно участвовать в формировании регионального сегмента экономико-информационных систем; разрабатывая, внедряя и предлагая к использованию такие системы через специально уполномоченные органы, при условии научного подхода к построению таких систем:

  • затрудненность выполнения государственными органами своих функций без наличия достаточной информационной базы;
  • региональные органы власти также участвуют в рыночных отношениях, а экономико-информационные услуги являются высокоэффективным товаром;
  • по опыту развития информационных технологий известно, что эффективное развитие возможно только при определенной монополии в этой сфере (имеются в виду совместимые форматы данных и информационных массивов; совместимость аппаратно-технических средств).

Дополнительным подтверждением правильности такого подхода служит то, что при государственных структурах уже давно существуют подразделения, чья основная задача именно в подобной деятельности и состоит. В США, к примеру – Национальный Институт по Телекоммуникации и Информации, в Российской Федерации - комитет по информатике и информатизации при Президенте Российской Федерации, информационно-аналитические центры в администрациях регионов.

Разработка изолированных ведомственных информационных систем ведет к отсутствию должного эффекта от информатизации, неэффективному расходованию средств и, следовательно, к общей неудовлетворенности результатами информатизации субъекта Российской Федерации.

Устранение перечисленных негативных факторов и тенденций в формировании информационных ресурсов региона является крайне важным как с точки зрения оптимизации затрат на информатизацию, так и с точки зрения повышения эффективности регионального и муниципального управления на основе использования комплексной и достоверной информации, содержащейся в рационально организованной системе информационных ресурсов.

Нами предлагается рассмотреть возможности повышения эффективности использования в цикле управления территориальной социально-экономической системой двух типов информационных ресурсов: баз данных типовых решений развития регионов и баз данных, необходимых для определения обобщенных показателей, по которым осуществляется мониторинг выполнения программы и принятия решений по оперативному управлению регионом в соответствии с заданиями программы.

Структурная схема управления экономической системой региона на основе рациональной организации информационных ресурсов приведена на рисунке:

Структурная схема использования информационных ресурсов для управления экономической системой региона

Для научно обоснованной реализации механизмов трансфера, селекции информационных ресурсов и выработки управленческих решений требуется разработка проблемно-ориентированных математических методов. Поэтому необходимо исследование теоретических и методических основ управления региональной экономикой с разработкой математических методов экспертно-оптимизационного моделирования процессов функционально-ориентированного формирования и использования информационных ресурсов в условиях интенсификации внедрения современных информационных технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • провести концептуальное моделирование процесса управления социально-экономическим развитием региона и обосновать механизмы функционального использования информационных ресурсов для повышения эффективности принятия управленческих решении органами государственной власти субъекта федерации;
  • сформировать принципы построения единой системы информационных ресурсов для программно-целевого управления региональной экономикой и определить характер применения математических методов для научного обоснования вариантов интеграции информационного обеспечения;
  • разработать оптимизационные модели и алгоритмы селективной обработки первичной информации при функциональном ориентированном на задачи регионального управления формировании информационных ресурсов;
  • предложить механизм межкорпоративного трансфера информационных ресурсов типовых управленческих решений и осуществить алгоритмизацию интеллектуальной поддержки их использования для программно-целевого управления региональной экономикой;
  • выработать систему практических действий по структуризации информационных ресурсов, обеспечивающих формирование и реализацию программы социального и экономического развития территориальных систем.

При организации экономико-информационной среды требуется соблюдать следующие принципы.

  1. Принцип системности. Орган управления является системой; следовательно обладает свойством целостности. Автоматизация его деятельности невозможна без учета структуры объекта, окружающей среды, целей и задач функционирования органа управления. Согласно этому принципу, свойства экономико-информационной среды нельзя сводить к простой сумме свойств составляющих се частей, следует учитывать все их взаимодействие.
  2. Принцип иерархического построения. При создании и эксплуатации ЭИС наиболее полно должны учитываться требования руководителя органа управления, высшего руководства, затем - среднего и так далее.
  3. Принцип «сужающейся» информации. При построении ЭИС следует предусмотреть невозможность на более высоком уровне управления получать нею возможную информацию с нижних уровней. Данные должны быть по возможности отобраны так, чтобы не искажать ситуацию, но, в то же время, иметь ограниченный объем.
  4. Принцип постепенного прохождения уровней развития автоматизированной системы. Наиболее рациональным представляется поэтапный ввод в эксплуатацию функциональных частей ЭИС. так, чтобы на одном этапе поддерживались несколько управленческих задач, сулящих наибольший прирост эффективности управления, или производилась автоматизация какой-либо функции (или группы функций) органа управления, если это имеет смысл делать в отрыве от остальных функций.
  5. Принцип интуитивно понятного интерфейса. Подразумевая под интерфейсом способ общения между автоматизированной системой и человеком, следует понимать, что чем проще будет для пользователя общение с системой, тем более эффективно он сможет ее использовать. Следует учитывать затраты на обучение пользователей с ЭИС.
  6. Принцип ответственности; за ввод и получение информации. Во избежание рассогласования сведений в базах данных требуется не допускать ввод информации об одном и том же событии разными подразделениями органа управления (разными лицами) без согласования методов представления этой информации и без ведома должностного лица органа управления, отвечающего за эту область данных. Для предотвращения этого обычно используют регламентацию ответственности должностных лип за ввод данных определенного типа, порядок ввода в ЭИС срочной и повседневной информации, а также порядок корректировки данных при обнаружении в них ошибки или их изменении. Предусматривается обязательный характер уведомления о получении распоряжения для исполнения средствами ЭИС.
  7. Принцип открытости программно-технических средств. Применение этого принципа подразумевает понимание того, что ЭИС еще не находится на окончательном этапе своего развитии и может быть усовершенствована. Для этого при разработке компонентов ЭИС следует предусмотреть возможность сопряжений с новыми программно-техническими средствами без переделки уже имеющихся. Этого обычно достигают путем открытости архитектуры аппаратных средств и использования известных (распространенных) форм хранения и передачи данных в программном обеспечении.

Понимая задачу функциональных систем как выполнение операций по удовлетворению потребностей пользователей в информации, охарактеризуем основных компоненты ЭИС.

Информационно-поисковые средства организуют доступ к базам данных двух типов: справочных с постоянными или нечасто меняющимися сведениями – характеристики органа управления, нормативные и правовые документы, экономические, природные или общественные законы, и базам с переменными сведениями – часто меняющиеся характеристики органа управления: окружающей обстановки, результатами деятельности ЭИС. Доступ осуществляется в виде, удобном пользователю.

Первичные сведения готовятся на уровне исполнителей и передаются почти без предварительной обработки. Производными являются данные, е из первичных с помощью какого-либо вида обработки данных (к примеру, расчеты, моделирование).

В базах данных могут содержаться как первичные, так и производные сведения. В базах данных можно предусмотреть также разделение информации по степени надежности источника на объективную (из официальных источников) и субъективную (мнения отдельных специалистов). Данные, хранящиеся без обновления, считают ретроспективными и иногда сохраняют для получения истории того или иного вопроса.

Переменными данными всегда являются сведения о текущем состоянии объекта. При их описании необходимо предусмотреть:

  • что, где и в какой момент времени произошло;
  • значение определенных характеристик;
  • когда и где наблюдаюсь такое же значение характеристик ранее.

Объединив эти сведения с информацией о том, насколько успешно выполняются предписанные решения и каковы причины их невыполнения, получим подсистему осуществления контроля за ситуацией.

От подсистемы поддержки принятия решений и разработки прогнозов развития ситуации требуется реализация следующих функции:

  • прогноз развития обстановки за различные моменты в будущем при различных установках и предположениях;
  • рекомендации по достижению желаемых, результатов при различных возможных ограничениях;
  • рекомендации по выбору оптимального варианта действии при наличии нескольких, возможно противоречиво оцениваемых по разным критериям;
  • формулировка возможных ограничений.

Обычно такие подсистемы снабжают своих пользователей регламентными данными (периодическими сообщениями и инструкциями) с экстренными данными (важными данными, возникшими и результате анализа информации, полученной от подсистемы осуществления контроля за ситуацией.

Подсистема делопроизводства должна обеспечивать возможность создания проект нормативного акта, внесения в него изменений с указанием времени снесения изменений и их авторства, получение согласований на проект документа и перевод его в базу данным по документам.

В настоящее время не существует единого набора функциональных частей АИС, позволяющего обеспечить построение такой среды. Отдельные компоненты функциональной части – информационно-справочные подсистемы, подсистемы документооборота – разработаны и успешно внедряются, другие же пока развиты недостаточно.

Анализируя современные подходы к организации обеспечивающей части, можно говорить о следующих тенденциях.

  1. Все более широкое использование параллельной (многопоточной) обработки информации. Достигается, в основном, следующими путями (в порядке увеличения стоимости): внедрением многозадачных операционных систем; использование многопользовательских операционных систем; рост возможностей параллельной обработки команд одним процессором: внедрение многопроцессорных систем.
  2. Максимальное усовершенствование систем ввода-вывода информации, обеспечивающих быстрый обмен данными с любыми внешними устройствами, как за счет повышения технические характеристик, так и за счет улучшения алгоритмов передачи информации.
  3. Использование резкого технологического скачка в производстве оперативной памяти и магнитных носителей, удешевление носителей информации большой емкости для создания больших и сверхбольших баз данных.
  4. Объединение вычислительных мощностей в локальные, и с помощью современных средств телекоммуникации и в глобальные вычислительные сети.

Рассматривая тенденции объединения в глобальные вычислительные сети, можно сделать вывод о чрезмерном увлечении внедрением подсистемы телекоммуникаций с использованием технологий Internet. Для государственных органов управления, где очень важно обеспечить гарантию неприкосновенности и достоверности информации, данный представляется не всегда оправданным. Программные продукты для работы в Internet крупных западных компаний не всегда в состоянии пройти отечественную сертификацию по обеспечению защиты от несанкционированного доступа в информационную систему органа управления. Однако технические средства любого производителя легко поддаются проверке на отсутствие заложенных деструктивных возможностей и могут быть рекомендованы для построения ЭИС сколь угодно сложного уровня.

Таким образом, соблюдая перечисленные принципы при организации экономико-информационной среды, возможно добиться эффективного решения информационных задач и, следовательно, повышения эффективности функционирования органов управления.

Источник: Милованова Е.А. «Управление экономической системой региона на основе рациональной организации информационных ресурсов»