Управление экономической системой региона на основе рациональной организации информационных ресурсов

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

В настоящее время распространены два подхода: об органах государственного управления как пассивном субъекте потребления информационных услуг («заказчик» решений) и о государстве как активном участнике данного сегмента рынка, осуществляющем вмешательство и регулирование в процесс внедрения новых информационных технологий, в том числе и в экономической сфере.

Перечислим обстоятельства, в силу которых органы власти должны активно участвовать в формировании регионального сегмента экономико-информационных систем; разрабатывая, внедряя и предлагая к использованию такие системы через специально уполномоченные органы, при условии научного подхода к построению таких систем:

  • затрудненность выполнения государственными органами своих функций без наличия достаточной информационной базы;
  • региональные органы власти также участвуют в рыночных отношениях, а экономико-информационные услуги являются высокоэффективным товаром;
  • по опыту развития информационных технологий известно, что эффективное развитие возможно только при определенной монополии в этой сфере (имеются в виду совместимые форматы данных и информационных массивов; совместимость аппаратно-технических средств).

Дополнительным подтверждением правильности такого подхода служит то, что при государственных структурах уже давно существуют подразделения, чья основная задача именно в подобной деятельности и состоит. В США, к примеру – Национальный Институт по Телекоммуникации и Информации, в Российской Федерации - комитет по информатике и информатизации при Президенте Российской Федерации, информационно-аналитические центры в администрациях регионов.

Разработка изолированных ведомственных информационных систем ведет к отсутствию должного эффекта от информатизации, неэффективному расходованию средств и, следовательно, к общей неудовлетворенности результатами информатизации субъекта Российской Федерации.

Устранение перечисленных негативных факторов и тенденций в формировании информационных ресурсов региона является крайне важным как с точки зрения оптимизации затрат на информатизацию, так и с точки зрения повышения эффективности регионального и муниципального управления на основе использования комплексной и достоверной информации, содержащейся в рационально организованной системе информационных ресурсов.

Нами предлагается рассмотреть возможности повышения эффективности использования в цикле управления территориальной социально-экономической системой двух типов информационных ресурсов: баз данных типовых решений развития регионов и баз данных, необходимых для определения обобщенных показателей, по которым осуществляется мониторинг выполнения программы и принятия решений по оперативному управлению регионом в соответствии с заданиями программы.

Структурная схема управления экономической системой региона на основе рациональной организации информационных ресурсов приведена на рисунке:

Структурная схема использования информационных ресурсов для управления экономической системой региона

Для научно обоснованной реализации механизмов трансфера, селекции информационных ресурсов и выработки управленческих решений требуется разработка проблемно-ориентированных математических методов. Поэтому необходимо исследование теоретических и методических основ управления региональной экономикой с разработкой математических методов экспертно-оптимизационного моделирования процессов функционально-ориентированного формирования и использования информационных ресурсов в условиях интенсификации внедрения современных информационных технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • провести концептуальное моделирование процесса управления социально-экономическим развитием региона и обосновать механизмы функционального использования информационных ресурсов для повышения эффективности принятия управленческих решении органами государственной власти субъекта федерации;
  • сформировать принципы построения единой системы информационных ресурсов для программно-целевого управления региональной экономикой и определить характер применения математических методов для научного обоснования вариантов интеграции информационного обеспечения;
  • разработать оптимизационные модели и алгоритмы селективной обработки первичной информации при функциональном ориентированном на задачи регионального управления формировании информационных ресурсов;
  • предложить механизм межкорпоративного трансфера информационных ресурсов типовых управленческих решений и осуществить алгоритмизацию интеллектуальной поддержки их использования для программно-целевого управления региональной экономикой;
  • выработать систему практических действий по структуризации информационных ресурсов, обеспечивающих формирование и реализацию программы социального и экономического развития территориальных систем.

При организации экономико-информационной среды требуется соблюдать следующие принципы.

  1. Принцип системности. Орган управления является системой; следовательно обладает свойством целостности. Автоматизация его деятельности невозможна без учета структуры объекта, окружающей среды, целей и задач функционирования органа управления. Согласно этому принципу, свойства экономико-информационной среды нельзя сводить к простой сумме свойств составляющих се частей, следует учитывать все их взаимодействие.
  2. Принцип иерархического построения. При создании и эксплуатации ЭИС наиболее полно должны учитываться требования руководителя органа управления, высшего руководства, затем - среднего и так далее.
  3. Принцип «сужающейся» информации. При построении ЭИС следует предусмотреть невозможность на более высоком уровне управления получать нею возможную информацию с нижних уровней. Данные должны быть по возможности отобраны так, чтобы не искажать ситуацию, но, в то же время, иметь ограниченный объем.
  4. Принцип постепенного прохождения уровней развития автоматизированной системы. Наиболее рациональным представляется поэтапный ввод в эксплуатацию функциональных частей ЭИС. так, чтобы на одном этапе поддерживались несколько управленческих задач, сулящих наибольший прирост эффективности управления, или производилась автоматизация какой-либо функции (или группы функций) органа управления, если это имеет смысл делать в отрыве от остальных функций.
  5. Принцип интуитивно понятного интерфейса. Подразумевая под интерфейсом способ общения между автоматизированной системой и человеком, следует понимать, что чем проще будет для пользователя общение с системой, тем более эффективно он сможет ее использовать. Следует учитывать затраты на обучение пользователей с ЭИС.
  6. Принцип ответственности; за ввод и получение информации. Во избежание рассогласования сведений в базах данных требуется не допускать ввод информации об одном и том же событии разными подразделениями органа управления (разными лицами) без согласования методов представления этой информации и без ведома должностного лица органа управления, отвечающего за эту область данных. Для предотвращения этого обычно используют регламентацию ответственности должностных лип за ввод данных определенного типа, порядок ввода в ЭИС срочной и повседневной информации, а также порядок корректировки данных при обнаружении в них ошибки или их изменении. Предусматривается обязательный характер уведомления о получении распоряжения для исполнения средствами ЭИС.
  7. Принцип открытости программно-технических средств. Применение этого принципа подразумевает понимание того, что ЭИС еще не находится на окончательном этапе своего развитии и может быть усовершенствована. Для этого при разработке компонентов ЭИС следует предусмотреть возможность сопряжений с новыми программно-техническими средствами без переделки уже имеющихся. Этого обычно достигают путем открытости архитектуры аппаратных средств и использования известных (распространенных) форм хранения и передачи данных в программном обеспечении.

Понимая задачу функциональных систем как выполнение операций по удовлетворению потребностей пользователей в информации, охарактеризуем основных компоненты ЭИС.

Информационно-поисковые средства организуют доступ к базам данных двух типов: справочных с постоянными или нечасто меняющимися сведениями – характеристики органа управления, нормативные и правовые документы, экономические, природные или общественные законы, и базам с переменными сведениями – часто меняющиеся характеристики органа управления: окружающей обстановки, результатами деятельности ЭИС. Доступ осуществляется в виде, удобном пользователю.

Первичные сведения готовятся на уровне исполнителей и передаются почти без предварительной обработки. Производными являются данные, е из первичных с помощью какого-либо вида обработки данных (к примеру, расчеты, моделирование).

В базах данных могут содержаться как первичные, так и производные сведения. В базах данных можно предусмотреть также разделение информации по степени надежности источника на объективную (из официальных источников) и субъективную (мнения отдельных специалистов). Данные, хранящиеся без обновления, считают ретроспективными и иногда сохраняют для получения истории того или иного вопроса.

Переменными данными всегда являются сведения о текущем состоянии объекта. При их описании необходимо предусмотреть:

  • что, где и в какой момент времени произошло;
  • значение определенных характеристик;
  • когда и где наблюдаюсь такое же значение характеристик ранее.

Объединив эти сведения с информацией о том, насколько успешно выполняются предписанные решения и каковы причины их невыполнения, получим подсистему осуществления контроля за ситуацией.

От подсистемы поддержки принятия решений и разработки прогнозов развития ситуации требуется реализация следующих функции:

  • прогноз развития обстановки за различные моменты в будущем при различных установках и предположениях;
  • рекомендации по достижению желаемых, результатов при различных возможных ограничениях;
  • рекомендации по выбору оптимального варианта действии при наличии нескольких, возможно противоречиво оцениваемых по разным критериям;
  • формулировка возможных ограничений.

Обычно такие подсистемы снабжают своих пользователей регламентными данными (периодическими сообщениями и инструкциями) с экстренными данными (важными данными, возникшими и результате анализа информации, полученной от подсистемы осуществления контроля за ситуацией.

Подсистема делопроизводства должна обеспечивать возможность создания проект нормативного акта, внесения в него изменений с указанием времени снесения изменений и их авторства, получение согласований на проект документа и перевод его в базу данным по документам.

В настоящее время не существует единого набора функциональных частей АИС, позволяющего обеспечить построение такой среды. Отдельные компоненты функциональной части – информационно-справочные подсистемы, подсистемы документооборота – разработаны и успешно внедряются, другие же пока развиты недостаточно.

Анализируя современные подходы к организации обеспечивающей части, можно говорить о следующих тенденциях.

  1. Все более широкое использование параллельной (многопоточной) обработки информации. Достигается, в основном, следующими путями (в порядке увеличения стоимости): внедрением многозадачных операционных систем; использование многопользовательских операционных систем; рост возможностей параллельной обработки команд одним процессором: внедрение многопроцессорных систем.
  2. Максимальное усовершенствование систем ввода-вывода информации, обеспечивающих быстрый обмен данными с любыми внешними устройствами, как за счет повышения технические характеристик, так и за счет улучшения алгоритмов передачи информации.
  3. Использование резкого технологического скачка в производстве оперативной памяти и магнитных носителей, удешевление носителей информации большой емкости для создания больших и сверхбольших баз данных.
  4. Объединение вычислительных мощностей в локальные, и с помощью современных средств телекоммуникации и в глобальные вычислительные сети.

Рассматривая тенденции объединения в глобальные вычислительные сети, можно сделать вывод о чрезмерном увлечении внедрением подсистемы телекоммуникаций с использованием технологий Internet. Для государственных органов управления, где очень важно обеспечить гарантию неприкосновенности и достоверности информации, данный представляется не всегда оправданным. Программные продукты для работы в Internet крупных западных компаний не всегда в состоянии пройти отечественную сертификацию по обеспечению защиты от несанкционированного доступа в информационную систему органа управления. Однако технические средства любого производителя легко поддаются проверке на отсутствие заложенных деструктивных возможностей и могут быть рекомендованы для построения ЭИС сколь угодно сложного уровня.

Таким образом, соблюдая перечисленные принципы при организации экономико-информационной среды, возможно добиться эффективного решения информационных задач и, следовательно, повышения эффективности функционирования органов управления.

Источник: Милованова Е.А. «Управление экономической системой региона на основе рациональной организации информационных ресурсов»

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна