Механизмы реализации стратегии развития аграрного сектора

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

В узком и традиционном значении стратегия – это некоторый замысел, общий план действий, в широком – комплекс интеллектуальных усилий и решений, позволяющих оптимизировать переход из сегодняшнего дня в желаемое будущее.

Методологической основой формирования стратегий для аграрного сектора в Европейском Союзе и развитых странах мира является концепция многофункциональности сельского хозяйства (эта отрасль является сердцевиной агросектора). Она исходит из того, что сельское хозяйство как вид экономической деятельности продуцирует не только товары, но и незаменимые общественные блага (услуги) нетоварного характера, важнейшие из которых – продовольственная безопасность, экономические условия существования сельского населения, воспроизведение крестьянства, поддержание экологического равновесия, сохранение биоразнообразия и т.п. Собственно, продуцирование упомянутых и других общественных благ (услуг) служит основанием для предоставления субъектам хозяйствования в сельском хозяйстве государственной поддержки.

Отечественная же модель аграрного производства, сформированная в течение двух последних десятилетий, не обеспечивает выполнения им его многофункциональной миссии. Она только дает возможность наращивать производственный и экспортный потенциал и получать весомые финансовые результаты определенному кругу производителей, т.е. является структурно разбалансированной.

Следовательно, существующая модель аграрного производства нуждается в переориентации и всесторонней модернизации. Это необходимо зафиксировать в формировании цели стратегии, определив ее как создание организационно-экономических условий для эффективного развития аграрного сектора на основе единства экономических, социальных и экологических интересов общества для удовлетворения его нужд не только в качественном и безопасном продовольствии и сельскохозяйственном сырье, но также в общественных услугах нетоварного характера. Последнее обязывает к усилению аспектов сельского развития в изложении стратегических целей аграрного сектора.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в стратегической перспективе аграрный сектор следует формировать как целостную систему, органически сочетающую разных по формам организации и размерам производителей сельскохозяйственной продукции и функционирующую на принципах стабильности. Достижение такого состояния предполагает формализацию существующего аграрного устройства, представленного сегодня четырьмя группами сельскохозяйственных производителей, а именно:

  • агропромышленными корпорациями как вертикально интегрированными структурами (агрохолдинги);
  • орпоративными фермами (хозяйственные общества, частно-арендные предприятия, производственные кооперативы и некоторые фермерские хозяйства, созданные как частно-арендные предприятия на основе аренды земли и имущества бывших КСП);
  • семейными хозяйствами (фермерские и личные крестьянские хозяйства товарного и полутоварного типа);
  • потребительскими (социальными) хозяйствами населения.

Для законодательного закрепления существующего статус-кво необходимо принять закон "Об аграрном устройстве", в котором четко определить критерии, по которым тот или иной субъект хозяйствования относится к одной из четырех групп производителей, с целью внедрения государственной политики, дифференцированной относительно каждого из них. Нормативно-правовое нормирование организационных основ функционирования современного сельскохозяйственного производства крайне необходимо с учетом того, что действующие законодательные акты, которые сегодня служат формальным основанием для регистрации или учета субъектов хозяйствования в сельском хозяйстве, уже неадекватно отображают их настоящее место в экономической системе: сельскохозяйственные предприятия, входящие в состав агрохолдингов, не являются полноценными, самостоятельно хозяйствующими субъектами; определенная прослойка фермерских хозяйств функционирует не на семейных началах; часть личных крестьянских хозяйств реально занимается коммерческим сельскохозяйственным производством.

Для того чтобы в период, на который рассчитана стратегия, отечественный аграрный сектор активно формировался как целостная система, в рыночные механизмы его функционирования должны реально интегрироваться личные крестьянские хозяйства (прежде всего те, которые производят товарную продукцию). Это требует существенного расширения доступа крестьянских хозяйств к средствам государственной поддержки и решению проблемы формализации занятости членов крестьянских хозяйств и привлечения их к общеобязательному государственному социальному страхованию.

Интеграция крестьянских хозяйств в рыночную систему функционирования аграрного сектора должна происходить исключительно путем создания благоприятных условий для их модернизации, наращивания экономического потенциала и объемов производства и их самоидентификации как производителей товарной сельскохозяйственной продукции и, наконец, как полноценных экономических субъектов. Успешные примеры такой интеграции есть в разных регионах страны. Любые действия по «реформированию» нынешних личных крестьянских хозяйств или принуждению их (под давлением) к изменению статуса недопустимы: они обычно приводят к сворачиванию сельскохозяйственной деятельности домохозяйств или их уходу в тень.

Источник: Нижников М.Л. «Механизмы реализации стратегии развития аграрного сектора»

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна