Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Механизмы реализации стратегии развития аграрного сектора
В узком и традиционном значении стратегия – это некоторый замысел, общий план действий, в широком – комплекс интеллектуальных усилий и решений, позволяющих оптимизировать переход из сегодняшнего дня в желаемое будущее.
Методологической основой формирования стратегий для аграрного сектора в Европейском Союзе и развитых странах мира является концепция многофункциональности сельского хозяйства (эта отрасль является сердцевиной агросектора). Она исходит из того, что сельское хозяйство как вид экономической деятельности продуцирует не только товары, но и незаменимые общественные блага (услуги) нетоварного характера, важнейшие из которых – продовольственная безопасность, экономические условия существования сельского населения, воспроизведение крестьянства, поддержание экологического равновесия, сохранение биоразнообразия и т.п. Собственно, продуцирование упомянутых и других общественных благ (услуг) служит основанием для предоставления субъектам хозяйствования в сельском хозяйстве государственной поддержки.
Отечественная же модель аграрного производства, сформированная в течение двух последних десятилетий, не обеспечивает выполнения им его многофункциональной миссии. Она только дает возможность наращивать производственный и экспортный потенциал и получать весомые финансовые результаты определенному кругу производителей, т.е. является структурно разбалансированной.
Следовательно, существующая модель аграрного производства нуждается в переориентации и всесторонней модернизации. Это необходимо зафиксировать в формировании цели стратегии, определив ее как создание организационно-экономических условий для эффективного развития аграрного сектора на основе единства экономических, социальных и экологических интересов общества для удовлетворения его нужд не только в качественном и безопасном продовольствии и сельскохозяйственном сырье, но также в общественных услугах нетоварного характера. Последнее обязывает к усилению аспектов сельского развития в изложении стратегических целей аграрного сектора.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в стратегической перспективе аграрный сектор следует формировать как целостную систему, органически сочетающую разных по формам организации и размерам производителей сельскохозяйственной продукции и функционирующую на принципах стабильности. Достижение такого состояния предполагает формализацию существующего аграрного устройства, представленного сегодня четырьмя группами сельскохозяйственных производителей, а именно:
- агропромышленными корпорациями как вертикально интегрированными структурами (агрохолдинги);
- орпоративными фермами (хозяйственные общества, частно-арендные предприятия, производственные кооперативы и некоторые фермерские хозяйства, созданные как частно-арендные предприятия на основе аренды земли и имущества бывших КСП);
- семейными хозяйствами (фермерские и личные крестьянские хозяйства товарного и полутоварного типа);
- потребительскими (социальными) хозяйствами населения.
Для законодательного закрепления существующего статус-кво необходимо принять закон "Об аграрном устройстве", в котором четко определить критерии, по которым тот или иной субъект хозяйствования относится к одной из четырех групп производителей, с целью внедрения государственной политики, дифференцированной относительно каждого из них. Нормативно-правовое нормирование организационных основ функционирования современного сельскохозяйственного производства крайне необходимо с учетом того, что действующие законодательные акты, которые сегодня служат формальным основанием для регистрации или учета субъектов хозяйствования в сельском хозяйстве, уже неадекватно отображают их настоящее место в экономической системе: сельскохозяйственные предприятия, входящие в состав агрохолдингов, не являются полноценными, самостоятельно хозяйствующими субъектами; определенная прослойка фермерских хозяйств функционирует не на семейных началах; часть личных крестьянских хозяйств реально занимается коммерческим сельскохозяйственным производством.
Для того чтобы в период, на который рассчитана стратегия, отечественный аграрный сектор активно формировался как целостная система, в рыночные механизмы его функционирования должны реально интегрироваться личные крестьянские хозяйства (прежде всего те, которые производят товарную продукцию). Это требует существенного расширения доступа крестьянских хозяйств к средствам государственной поддержки и решению проблемы формализации занятости членов крестьянских хозяйств и привлечения их к общеобязательному государственному социальному страхованию.
Интеграция крестьянских хозяйств в рыночную систему функционирования аграрного сектора должна происходить исключительно путем создания благоприятных условий для их модернизации, наращивания экономического потенциала и объемов производства и их самоидентификации как производителей товарной сельскохозяйственной продукции и, наконец, как полноценных экономических субъектов. Успешные примеры такой интеграции есть в разных регионах страны. Любые действия по «реформированию» нынешних личных крестьянских хозяйств или принуждению их (под давлением) к изменению статуса недопустимы: они обычно приводят к сворачиванию сельскохозяйственной деятельности домохозяйств или их уходу в тень.
Источник: Нижников М.Л. «Механизмы реализации стратегии развития аграрного сектора»