Инструменты эффективного государственного регулирования предпринимательства в рыночных условиях

Задача эффективного государственного регулирования предпринимательства особенно актуальна на постиндустриальном этапе развития экономики, так как помимо обеспечения необходимой интенсивности и ускорения процессов товародвижения по каналам распределения, синхронизации производства и потребления товаров, недостаточно контролируемый и управляемый процесс регулирования торговли может привести к таким доминантным рискам социально-экономической безопасности.

В свою очередь характерным признаком развития современных хозяйственных систем является процесс глобализации с положительными проявлениями открытости внешних рынков, быстрого распространения информации, перемещения ресурсов, капитала, рабочей силы и знаний, улучшением предложения товаров и услуг для населения, ростом конкуренции. Усиливается и зависимость национальных экономик и их секторов от конъюнктуры внешних рынков и глобальной финансово-экономической стабильности. Растущая нестабильность существенно активизировала спрос на результаты научно-прикладных исследований в сфере национальной безопасности и государственной политики ее обеспечения на всех уровнях иерархии и отношений. Но в последние годы предмет научных исследований в области экономической безопасности все больше касается узкоспециализированных аспектов обеспечения жизнеспособности социально-экономических систем различных уровней. Одним из таких фокусов закономерно выступает экономическая безопасность предпринимательского сектора национального хозяйства, так как от ее обеспечения зависят занятость населения и качество жизни, уровень инновационного развития и конкурентоспособности экономики, выравнивания пространственно-структурных и территориальных деформаций развития, инвестиционная привлекательность, демократизация общества.

На примере экономики Украины, указанные аспекты усиливаются и негативными тенденциями развития розничной торговли, а именно - уменьшением количества предприятий и объектов розничной торговли, в т.ч. на душу населения; уменьшением торговой площади и количества занятых на рынках; увеличением доли убыточных предприятий и уровня износа основных средств; концентрацией торговли в сетях и вытеснением мелких магазинов, усилением монополизации отрасли; усилением дифференциации развития и ростом неравномерности размещения объектов торговли.

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, необходимо констатировать об ухудшении важных структурных характеристик развития розничной торговли Украины. Речь идет о значительном усилении дифференциации в региональном и субрегиональном аспектах, в городских и сельских поселениях, ассортиментной структуре розничного товарооборота, по показателям развития магазинной и рыночной торговли.

Очевидно, что указанные тенденции обладают отрицательным следствием ухудшения макроэкономических характеристик экономической безопасности торгового предпринимательства.

Известно, что государственное регулирование тех или иных процессов осуществляется с использованием методов и средств государственной политики. В процессе эволюции системы государственного регулирования торговли (в целом и розничной торговли в частности) сначала органами центральной власти большей степени применялись административные методы воздействия. Это касается индикативного ценообразования, лицензирования торговой деятельности вообще, а затем продажи подакцизных товаров, квотирование объемов продажи товаров (прежде всего с целью ограничения недобросовестной конкуренции и теневого сектора рынка).

Впрочем, позже, после завершения первой волны приватизации, принятия законов, ввели и установили принципы и институциональную основу частного предпринимательства, органами государственного управления в основном применялись экономические методы регулирования. Речь идет об ограничении продажи отдельных видов товаров путем изменения ставок акцизного сбора, стоимости лицензий на продажу алкогольных напитков или табачных изделий.

По результатам структурно-функционального анализа экономической безопасности торгового предпринимательства в Украине определены недостатки системы обеспечения количественных и качественных составляющих безопасности. Так, по финансовой безопасности – это неудовлетворительное финансовое состояние и низкий уровень ликвидности предприятий, малые объемы реализации продукции на внутреннем рынке, недостаточная финансовая эффективность и рентабельность хозяйственной деятельности, значительный износ материально-технической базы. В сфере кадровой составляющей проблемными остаются низкая занятость и недостатки в системе стимулирования труда, невысокая производительность труда и отставание темпов роста от темпов роста расходов на оплату труда. Главными препятствиями укрепления инвестиционной составляющей является низкая инвестиционная активность, особенно по привлечению внешних инвестиций и инновационно-инвестиционного сотрудничества малых предприятий с представителями крупного бизнеса. О невысоком уровне технико-технологической составляющей экономической безопасности сектора малого предпринимательства свидетельствуют уменьшение фондоотдачи, рост материалоемкости.

Соответственно, дальнейшее совершенствование процесса программирования государственной политики в сфере экономической безопасности торгового предпринимательства на постиндустриальном этапе развития экономики требует четкой идентификации объемов финансирования программ, механизмов согласования объемов и источников финансирования национальной, региональных и местных программ, внедрение методических подходов к мониторингу и оценке эффективности реализации программ, ответственности госслужащих за реализацию запланированных мероприятий.

Источник: Вайсман В.Я. «Инструменты эффективного государственного регулирования предпринимательства в рыночных условиях»