Современные аспекты государственного управления развитием инновационного потенциала региона

Реализацию механизма государственного управления развитием инновационного потенциала региона должна обеспечивать функциональная подсистема, которая выполняет определенные функции в составе объекта управления, среди которых выделяют: стратегическое государственное управление, регулирование инновационной деятельности, планирования и прогнозирования, формирования бюджета, перераспределение средств и ресурсов, контроль, надзор, производственное управление.

Механизм государственного управления развитием инновационного потенциала региона должен включать также планирование, организацию, мотивацию, контроль и регулирование инновационных процессов. Управление развитием инновационного потенциала региона должно базироваться на определенных принципах и предусматривать наличие целей, задач и основных результатов инновационного развития с определением критериев выбора и оценки их достижения, которое включает в себя целевая система управления.

Инновационная стратегия региона в нынешних условиях должна быть направлена на решение таких проблем: переориентация инновационной сферы на решение проблем повышения качества жизни населения (на развитие здравоохранения, образования, транспорта, связи, сохранения окружающей среды); повышение конкурентоспособности региональной промышленности; экономия природных ресурсов; прогресс фундаментальных научных исследований.

Решение отмеченных проблем для региональных органов власти является главной целью реализации национальных стратегий, в пределах которых определяются стратегические цели.

Поэтому назрела неотложная необходимость в изломе негативных тенденций, которые сложились в научной сфере, стремлении государственной политики на формирование качественно нового научно-технического потенциала, максимального его использования для перевода отечественной экономики на инновационный путь развития.

Для развития интеллектуально-ориентированной экономики и формирования общества знаний Украина должна иметь эффективную науку мирового уровня: ученых, современную технологическую оснастку и информационное обеспечение их труда, рациональную организацию научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок, развитую систему внедрения научных результатов, иначе говоря, науку с высоким инновационным потенциалом.

Поэтому, существует потребность в пересмотре и актуализации содержания государственной научной политики, определенности ее доктринальных заданий и стратегических направлений, а также в создании простых, понятных ученым, власти и обществу механизмов обеспечения роста роли науки и ее инновационного потенциала в социально-экономическом развитии страны.

Следовательно, ради достижения качественных сдвигов неотложным является задание установления оптимального баланса в получении квалифицированных рабочих, младших специалистов, других специалистов высшего образования, которое будет способствовать предотвращению «переквалификации» экономики, корректировке количества специалистов по высшему образованию бакалаврского и магистерского уровней и в то же время преодолению дефицита квалифицированных рабочих и младших специалистов. Приоритеты невостребованного количества необходимо заменить приоритетами гарантированно-востребованного качества.

Инструменты организационного обеспечения инновационного развития экономики, которые используются в стратегиях и программах, не подкреплены соответствующими формальными актами и неформальными правилами. В этом заключаются основные целевые установки формирования организационного обеспечения инновационного развития региона.

Инновационная тактика в регионе должна включать комплекс мероприятий на ближайшую перспективу, направленных на спасение критически важных участков и на свертывание бесперспективных или излишне дорогих проектов и программ. Задание органов регионального регулирования в нынешних условиях усложняется как скоростью нововведений, так и международным фактором конкуренции.

Региональные органы управления должны стимулировать создание специальных государственных организаций, которые субсидируют научно-исследовательские разработки и внедрения перспективных нововведений, которые осуществляют льготное кредитование рискованных нововведений, неприбыльных научно-технических организаций.

Источник: Узунов В.В. Современные аспекты государственного управления развитием инновационного потенциала региона