Оценка эффективности размещения государственного и муниципального заказов путем проведения открытого аукциона в электронной форме

Эффективность организации поставок товаров и услуг для государственных заказчиков является одним из главных стимулирующих факторов развития экономики страны. На сегодняшний день рынок государственного заказа в развитых странах достигает 25% ВВП, а в нашей экономике этот показатель намного выше, что в свою очередь гарантирует системе госзаказа роль естественного регулятора конкуренции на внутреннем рынке страны. Открытость – это основной девиз, которого должно придерживаться государство при формировании системы государственных торгов. На сегодняшний момент принцип открытости достигается благодаря использованию среды интернет и формированием на ее основе единого информационного пространства, что в свою очередь должно обеспечить равные условия для всех участников системы госзаказа.

Начиная с 2011 года торги переведены на преимущественно электронную форму аукционов. Данное новшество было введено для обеспечения указанного нами выше принципа открытости при проведении процедур государственного заказа. Однако механизм, который первоначально должен был играть роль защиты от сговоров между участниками и повышать конкуренцию в их среде, повлек за собой ряд неожиданных последствий: уменьшилось количество участников торгов, особенно из числа малого и среднего бизнеса, количество сговоров между участниками не уменьшилось, а скорее увеличилось, а также были созданы новые коррупционные схемы.

Обобщающим показателем функционирования системы государственного заказа является показатель ее эффективности. Основные показатели, используемые при оценки эффективности госзаказа, были разработаны Минэкономразвития России и представлены в письмах от 02.06.2000 № АС-751/4-606 и от 23.03.2003 № АШ-815/05. Данные письма содержат методические рекомендации по расчету эффективности расходования бюджетных средств на основе цен на продукцию, предложенных участниками конкурсов, и предназначены для использования государственными заказчиками вне зависимости от источников их финансирования. В силу того, что используемая на сегодняшний день система оценки эффективности госзаказа формируется в первую очередь на снижении объемов расходования бюджетных средстве, считаю ее не достаточно полной. Существующая система оценки эффективности не способна обеспечивать ряд ключевых показателей: должную конкуренцию при проведении торгов, эффективность определения победителя торгов, обеспечение высокого качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и защиту заказчика от недобросовестных победителей.

Именно этими фактами и объясняется актуальность выбранной темы данной работы, необходимость раскрытия которой непосредственным образом влияет на успешное функционирование системы размещения государственного и муниципального заказа.

Рассмотрим используемые на сегодняшний момент показатели эффективности госзаказа и определим, что такое эффективность.

В общем виде под эффективностью понимают результативность процесса, то есть отношение эффекта или результата к затратам (расходам), обусловившим и обеспечившим его получение. Эффективность с точки зрения конкурентных торгов имеет свои особенности и заключается в том, чтобы проведение торгов обеспечило приобретение товаров и услуг нужного количества и соответствующего качества при минимизации затрачиваемых средств (на товары и услуги, а также на конкурсные процедуры).

Рассматривая экономическую эффективность результатов проведенных конкурсов на госзакупки, можно выявить одну острую проблему – отсутствие в открытом доступе информации по количеству контрактов, суммам размещения заказа, итоговым показателям экономии бюджетных средств на которых базируется система оценки эффективности реализации госзаказа. Данная проблема ярко демонстрирует, что общую картину происходящего на рынке госзаказа страны и в частности в г. Москве выявить нельзя, как и провести ее независимую оценку.

Среди систем показателей эффективности размещения государственного заказа, используемые государственными и муниципальными заказчиками, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

  1. Общая экономия средств бюджета (без учета затрат на организацию проведения торгов и запросов котировок).
  2. Удельный вес заключенных контрактов у поставщиков (исполнителей, подрядчиков), являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, по количеству и сумме заключенных контрактов.
  3. Удельный вес государственных контрактов, заключенных с участниками размещения заказов, зарегистрированными на территории региона.
  4. Среднее количество поставщиков (исполнителей, подрядчиков), участвующих в одном конкурсе, аукционе, запросе котировок.

Анализируя практический опыт, использование исключительно только традиционной оценки (как указывалось выше), основанной только на экономии бюджетных средств, не учтенными остаются следующие факторы:

  • уровень конкурентности,
  • соблюдение законодательства при размещении заказов,
  • дисциплина планирования и исполнения контрактов;
  • обоснованность определения начальной цены и реальных рыночных условий ценообразования.

На мой взгляд основным решением, которое может быть предложено в части совершенствования эффективности размещения государственного и муниципального заказов города Москвы, в частности путем проведения открытого аукциона в электронной форме, может быть внедрение следующих дополнительных показателей использующихся в ряде других регионов РФ:

  • Экономия при размещении заказов. Данный показатель характеризует, насколько эффективно с точки зрения экономии бюджетных средств проводятся закупки заказчиком, учитывающие средние сложившиеся за определенный период по отрасли цены предложений участников.
  • Соблюдение законодательства при размещении заказов. Показатель, учитывающий наличие выявленных нарушений при размещении заказов у заказчика в течение определенного периода времени.
  • Доля конкурентных закупок. Показатель должен отражать долю закупок в общем объеме, проведенных путем торгов либо запросов котировок цен у оцениваемого заказчика в сравнении со средним показателем по всем заказчикам.
  • Выполнение планов при размещении заказов. Показатель должен позволять проводить оценку планирования закупок каждого заказчика, выявлять наличие отклонений в фактически проведенных закупках от плана (наличие незапланированных закупок), не проведение запланированных закупок, нарушение сроков проведения закупок.
  • Дисциплина исполнения контрактов. Показатель оценки исполнения контрактов на предмет сроков исполнения и качества исполнения.
  • Обоснованность определения начальной цены контрактов (в дополнении к показателю эффективности расходования средств).

В заключении хотелось отметить, что система государственных и муниципальных заказов очень сложная структура, требующая разработки сложной математической модели определения показателей эффективности реализации и построения аналитической оценки системы показателей эффективности, учитывающих все стадии проведения и реализации госзаказа.

Источник: Ариончик А.А. «Оценка эффективности размещения государственного и муниципального заказов путем проведения открытого аукциона в электронной форме»