Новые тенденции российского законодательства, направленные на оптимизацию расходов бюджетных средств на примере контрактов жизненного цикла

В настоящее время политика города Москвы, направленная на стабильность уровня финансовой устойчивости в сфере управления государственным долгом сказывается на эффективности использования бюджета. Высокая доля участия средств бюджета в развитии инфраструктуры и социально-экономической поддержки региона, а также его дефицит не позволяет охватить все потребности в полном объеме и отражается на перераспределении средств, в первую очередь на наиболее значимые социальные проекты, что приводит к отсрочке реализации проектов в других сферах деятельности.

Бюджетные обязательства в условиях пятилетних государственных программ города Москвы утверждаются на трехлетний период и направляются на конкретные цели, что позволяет заключать долгосрочные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы. Однако в данном случае возникает необходимость, при планировании к реализации крупных инфраструктурных объектов, резервировать в бюджете значительную сумму денег, что приводит к нерациональному их использованию.

Оптимизировать использование бюджетных средств возможно посредствам развития долговременных, плодотворных и доверительных отношений между госзаказчиком и частным партнером, в основе которых будет заложен принцип реализации контракта жизненного цикла (КЖЦ).

Данная форма отношений между заказчиком и подрядчиком, объединяющая в себе проектирование, строительство и эксплуатацию объекта и получившая положительный опыт за рубежом предполагает рациональное объединение и перераспределение источников финансирования проекта (актуально для бюджета государства) и рисков при его реализации (актуально для частного партнера).

Процесс реализации КЖЦ заключается в финансировании частным инвестором стадий проектирования, разработки и реализации, а государственное финансирование осуществляется уже на стадии функционирования объекта. При этом капитал, который привлекает частный инвестор, стимулирует его выполнять качественные работы в максимально короткие сроки. Это обусловлено тем, что бюджетные средства начинают поступать на счет подрядчика только после ввода объекта в эксплуатацию и при условии качественного выполнения условий КЖЦ на протяжении всего предусмотренного им периода.

Частный бизнес всегда мотивирован на результат и способен воздействовать на экономические отношения и процессы более эффективно, чем государственные структуры, которые в свою очередь дают гарантию, что результат сотрудничества будет пользоваться спросом и отвечают за стабильное поступление денежных средств. Отсутствие прямой зависимости размера регулярных платежей из бюджета от фактических затрат частного партнера при содержании результата реализации КЖЦ является существенным стимулом для снижения эксплуатационных расходов и сокращения себестоимости строительства.

Для возможности реализации КЖЦ с участием государства в части предоставления бюджетных средств, встает вопрос необходимости наличия специальной процедуры для заключения подобных контрактов и оптимизации процессов закупок.

В действующем законодательстве основным критерием победы можно выделить минимальную цену. Однако в настоящее время достаточно актуальной проблемой является оценка качества оказания государственных и муниципальных услуг (выполнение работ). Существует необходимость разработки общих положений по установлению требований к качеству предоставления каждого вида государственных (муниципальных) услуг и налаживания системы контроля за соблюдением установленных требований в городе Москве.

Учитывая опыт прошлых лет, а также мировой опыт в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) предусмотрены условия заключения КЖЦ, а именно, при оценке заявок участников закупки применяется критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работ объекта, в случаях осуществления закупки: работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту; морских и речных судов, судов смешанного плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку и т.п.; товаров или работ для нужд оборонного заказа; подвижного состава и технически сложных систем железнодорожного транспорта, метрополитена и др.; объектов трубопроводного транспорта.

Условия применения данного закона позволяют получить большую эффективность при оптимальной цене, не ограниченной минимальным критерием.

На мой взгляд, наиболее оптимальным конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при реализации КЖЦ из предложенных в 44-ФЗ является проведение двухэтапного конкурса (ст.57 Закона №44-ФЗ), так как при его проведении на первом этапе разрешено обсуждение и уточнение с участниками закупки тех или иных характеристик объекта закупок либо критерий оценок заявок. Не менее важной считаю возможность проведения предквалификационного отбора на первом этапе, в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса.

Заявки на первом этапе подаются без указания цены, что позволяет оценить уровень мотивации исполнителя КЖЦ (частного партнера):

  • заинтересованность исполнителя в сжатых сроках реализации проекта: чем качественнее проработан проект оптимизирующий процесс строительства, тем раньше будет реализован проект и быстрее начнет приносить прибыль;
  • стремление оптимизировать соотношение цены и качества: чем качественнее выполнена работа и проработан процесс эксплуатации, тем меньше затрат на ремонт и исправление ошибок;
  • стимулирование государственным заказчиком внедрения новых технологий, снижающих стоимость реализации проекта и/или увеличивающих его долговечность;
  • четкое и точное формулирование условий КЖЦ позволяет проводить плановые эксплуатационные мероприятия максимально безболезненно для пользователей.

Также стимулом для участия в первом этапе двухэтапного конкурса является отсутствие необходимости предоставления обеспечение заявки.

В завершение первого этапа конкурса заказчик публикует информацию в единой информационной системе и уведомляет всех участников об изменениях, внесенных в конкурсную документацию.

Однако существуют и ограничения проведения двухэтапного конкурса, а именно в том, что конкурс проводится для заключения контракта на:

  • проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий;
  • поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • энергосервисного контракта;
  • создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности).

Участники прошедшие первый этап конкурса и решившие представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены и с учетом измененных параметров контракта обязаны предоставить обеспечение указанных заявок.

Еще одним положительным моментом в изменениях законодательства можно считать создание контрактной системы, которая будет контролировать государственные закупки на этапе планирования и вести проекты вплоть до этапа оценки эффективности их реализации. Внедрение данной системы должно упростить сотрудничество с частным партнером на всех стадиях КЖЦ.

Таким образом, реализация КЖЦ при условии внесения необходимых поправок в действующее законодательство может обеспечить значительный рост реализации социально-экономического развития города Москвы и других регионов нашей страны. В виду бюджетных ограничений КЖЦ могут стать эффективным альтернативным инструментом развития инфраструктуры городов, так как это предпринимательская деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли на условиях достижения социально полезного эффекта.

Источник: Девянина С.С. «Новые тенденции российского законодательства, направленные на оптимизацию расходов бюджетных средств на примере контрактов жизненного цикла»