Анализ ошибок заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении государственных закупок и пути их исправления

Любая система не совершенна, и система государственных закупок не исключение. Ошибки совершаемые заказчиками, уполномоченными органами, несут в себе не только показатель недостатка специалистов в сфере государственного заказа, но и так же показатель нецелевого использования средств бюджета. Изучив основные часто встречающиеся ошибки заказчиков и уполномоченных органов, можно сделать вывод о несовершенстве системы государственных закупок, а так же предпринять определенные действия и меры, направленные на устранение данных аспектов в системе. Таким образом можно совершенствовать систему государственного заказа.

При публикации лотовой документации возникает большое количество ошибок, которое ведет к ограничению потенциального количества участников. Заказчики порой даже не подозревает о своих ошибках, которые могут привести не к лучшему результату в торгах. Наличие одного из ниже перечисленных нарушений, не всегда может «говорить» о злом умысле заказчика ограничить потенциальное количество участников. Из-за недостатка в системных ресурсах и сжатых сроках не всегда удается вовремя опубликовать документацию в полном объеме и формате, удобном для редактирования. Так же стоит отметить, что Постановлением Правительства Москвы №68-ПП от 27 февраля 2012 года предусмотрена публикация протокола согласования начальной (максимальной) цены контракта. Самые распространенные ошибки, допущенные заказчиками, это:

  • Лотовая документация представлена в виде графического изображения, что затрудняет работу с информацией (п. п. 3, 4 Приказ Минэкономразвития РФ от 16.11.2009 № 470).
  • Неполнота лотовой документации, из-за чего не представляется возможным определить условия выполнения работ, соответствующие потребностям заказчика (п.1 ч. 4 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ, ст.17 Закона № 135-ФЗ).
  • Нарушение порядка формирования НМЦ, отсутствие обоснования НМЦ (п. 1.19. и п. 2.2 Порядка формирования НМЦ (ППМ № 68-ПП от 27.02.2012)).

Эти три основные часто встречающиеся нарушения, допущенные заказчиками, не всегда несут в себе характер нецелевого использования средств. Однако если присутствуют все три нарушения в лотовой документации, стоит обратить особое внимание и более углубленно изучить лотовую документацию на наличие более значительных нарушений, которые могут привести к отмене процедуры торгов.

Зачастую можно встретить «злостные» нарушения, которые не только влекут к потенциальному ограничению количества участников, а также прослеживается умысел нецелевого использования бюджетных денежных средств. Основными такими нарушениями являются:

  • Отсутствие возможности определить достоверность НМЦ контракта (п.1.14 приложения к постановлению Правительства Москвы от 27 февраля 2012 г. №68-ПП). Пример: НМЦ контракта составляет: 34 358 944,49 руб. Общая стоимость работ по смете составляет 27 630 160,00 руб.
  • Нарушение порядка формирования НМЦ контракта (ст. 19.1 Закона № 94-ФЗ; раздел 2. "Порядка формирования НМЦ..." ППМ № 68-ПП). Пример: Расчет НМЦ на уборку прилегающей территории в зимний период, не содержит расчета на ручную обработка дворовых территорий комбинированными ПГМ.
  • Нарушение структуры типового государственного контракта, из-за чего не представляется возможным определить потребности Заказчика. (ст. 12 БК, ч. 1 ст. 9 94-ФЗ, п. 5.10 прил. 1, п. 1.2.4 ч. 1 67-ПП; ст. 19.1, п.6.1 ч.3 и п.1 ч. 4 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ, ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ). Пример: Отсутствуют сведения о предмете заказа, сроках выполнения работ, а так же сведения о существенных условиях исполнения контракта. Отсутствует приложение 2 "Календарный план".
  • Установление видов работ, не относящихся к предмету контракта. Требование выполнения вида работ приводит к ограничению количества участников (п.1 ч. 4 ст. 46.1 Федерального закона № 94-ФЗ).
  • Классификация услуг в Извещении не соответствует предмету заказа, что ведет к ограничению количества участников. (ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ; п.1 ч. 4 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ (п.1 ч.3 ст.34 Закона №94-ФЗ)).
  • Введение в заблуждение УРЗ, объединение технологически и функционально не связанных работ (ч. 1, ст.17 Федерального закона № 135-ФЗ). Пример: В составе документации опубликованы два различных проекта контракта.

Данные виды нарушений наглядно показывают как порой заказчики создают условия «не честной» конкуренции, с целью заключения контракта с уже договоренной заранее организацией.

Подведя итог можно сделать вывод о большой коррупционной составляющей в государственном заказе. Так же большую роль играет несовершенство системы государственных закупок. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг…» имеет некие несовершенства, ошибки, и недочеты, но все недочеты исправлены, ошибки устранены в новом 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения…», который вступает в силу с 01 января 2014 года. Так что практика покажет, на что нам снова стоит обратить внимание.

Источник: Самотаев И.М. «Типичные ошибки заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении государственных закупок и пути их исправления»