Особенности мониторинга и контроля госзакупок

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

С 1 января 2014 года наступают значительные перемены в сфере государственных закупок в России. Данные изменения будут продиктованы вступающем в силу новым федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По мнению его авторов, федеральный закон N 44-ФЗ призван сменить «устаревший» федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2013 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Подобные перемены в законодательстве вызваны прежде всего несколькими основными вызовами сегмента госзакупок, а именно необходимостью комплексного совершенствования и повышения эффективности сферы государственных и муниципальных закупок. Среди основных парадигм федерального закона N 44-ФЗ принято считать:

  • обеспечение гласности и прозрачности в сфере закупок;
  • предотвращение коррупции (либо ее минимизация) и других злоупотреблений в сфере закупок;
  • повышения качества (эффективности и результативности) обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • внедрение системного подхода в сферу планирования и осуществления госзакупок.

Разумеется не стоит говорить о том, что действующий федеральный закон N 94-ФЗ не отражает дух и букву вышеописанных базисов N 44-ФЗ. Более того, по сути, мы видим закономерную эволюцию российского законодательства в сфере госзакупок, которая старается соответствовать новым требованиям, предъявляемым как со стороны власти, так и со стороны общества к данной отрасли. При этом очевидно, что данный институт не сможет благополучно эволюционировать в установленные законом сроки без строго системного контроля прежде всего со стороны органов власти, а также общества и заказчиков государственных услуг. В федеральном законе N 94-ФЗ не был прописан четкий механизм такого контроля, что не раз приводило к правовой и экономической дестабилизации в рамках модели отношений «заказчик-поставщик», что в свою очередь приносило государству многомиллиардные убытки. Соответственно для их минимизации было решено усилить контроль за ходом и исполнением государственного заказа.

В новом федеральном законе N 44-ФЗ контроль за государственным заказом будет осуществляться:

  1. Органами государственной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере госзакупок:
    • Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
    • контрольным органом в сфере размещения оборонного заказа;
    • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • органами местного самоуправления муниципального района;
    • органами местного самоуправления городского округа.
  2. Финансовыми органами государственной власти:
    • федеральным казначейством;
    • финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • органами управления государственными внебюджетными фондами.
  3. Органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Также необходимо отметить, что в новом законе о государственных закупок предусмотрена система их мониторинга, которая в целом отсутствовала в 94-ФЗ. Под мониторингом в настоящее время понимается механизм наблюдения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемый на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о реализации планов закупок и планов-графиков. По результатам мониторинга, помимо прочего, в Правительство РФ будет направляться сводный аналитический отчет, на основе которого будут производиться оценки степени достижения целей, оценки обоснованности госзакупок, а также приниматься решения об усовершенствовании законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. Целью данного механизма является повышение контроля за расходованием бюджетных средств, обеспечением эффективности и прозрачности госзакупок, а также создания необходимой аналитической системы, на основе которой будут приниматься управленческие решения должного качества. Соответственно для полноценного функционирования данного механизма создаются специальные службы, в основном внутриведомственные, которые будут заниматься исключительно данной проблематикой. Новая система мониторинга госзакупок будет комплексной. Данный процесс будет состоять из четырех стадий, аналогичных стадиям процесса государственных закупок:

  1. Мониторинг планирования закупок.
  2. Мониторинг на этапе определения Поставщика и заключения государственного контракта.
  3. Мониторинг приемки результатов исполнения контракта.
  4. Мониторинг исполнения контракта.

Отдельно к системе мониторинга госзакупок можно отнести такое нововведение 94-ФЗ, как общественный контроль. В соответствии с ним, в конкурсных комиссиях должны присутствовать члены общественных организаций, представляющие интересы гражданского общества. Более того, обязательному общественному обсуждению будут подлежать закупки с начальной максимальной ценой контракта более 1 млрд. рублей.

По решению Правительства РФ, общественное обсуждение госзакупок планируется проводить в три эта:

  1. Первый этап будет проводиться на официальном общероссийском сайте – zakupki.gov.ru. Начнется этап со дня размещения информации о закупке и закончится за 15 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. Для этого будет создан специальный раздел сайта.
  2. На втором этапе будет формироваться сводный протокол обсуждения на сайте, получение заключения на конкурсную документацию и высказанные в ходе обсуждения замечания ФАС России. Затем экспертное заключение направится заказчику и будет размещено на официальном общероссийском сайте не позднее, чем за один день до проведения третьего этапа общественного обсуждения.
  3. Третьим этапом предусмотрено публичное общее обсуждение предмета и условий госзаакупки, которое будет проводиться заказчиком в виде слушаний. Данные процесс будет проводиться не позднее, чем за 10 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. Отметим, что заказчик должен участвовать во всех трех этапах данной процедуры.

По итогам общественного обсуждения госзакупки заказчик обязан опубликовать на официальном общероссийском сайте протокол итоговый общественных обсуждений, который должен содержать в себе одно из трех возможных решений: об изменении конкурсной документации, отказ от размещения заказа либо продолжение процедуры размещения заказа без изменений.

Источник: Сергеев В.Е. «Особенности мониторинга и контроля госзакупок в новой контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна