Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Особенности мониторинга и контроля госзакупок
С 1 января 2014 года наступают значительные перемены в сфере государственных закупок в России. Данные изменения будут продиктованы вступающем в силу новым федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По мнению его авторов, федеральный закон N 44-ФЗ призван сменить «устаревший» федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2013 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Подобные перемены в законодательстве вызваны прежде всего несколькими основными вызовами сегмента госзакупок, а именно необходимостью комплексного совершенствования и повышения эффективности сферы государственных и муниципальных закупок. Среди основных парадигм федерального закона N 44-ФЗ принято считать:
- обеспечение гласности и прозрачности в сфере закупок;
- предотвращение коррупции (либо ее минимизация) и других злоупотреблений в сфере закупок;
- повышения качества (эффективности и результативности) обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- внедрение системного подхода в сферу планирования и осуществления госзакупок.
Разумеется не стоит говорить о том, что действующий федеральный закон N 94-ФЗ не отражает дух и букву вышеописанных базисов N 44-ФЗ. Более того, по сути, мы видим закономерную эволюцию российского законодательства в сфере госзакупок, которая старается соответствовать новым требованиям, предъявляемым как со стороны власти, так и со стороны общества к данной отрасли. При этом очевидно, что данный институт не сможет благополучно эволюционировать в установленные законом сроки без строго системного контроля прежде всего со стороны органов власти, а также общества и заказчиков государственных услуг. В федеральном законе N 94-ФЗ не был прописан четкий механизм такого контроля, что не раз приводило к правовой и экономической дестабилизации в рамках модели отношений «заказчик-поставщик», что в свою очередь приносило государству многомиллиардные убытки. Соответственно для их минимизации было решено усилить контроль за ходом и исполнением государственного заказа.
В новом федеральном законе N 44-ФЗ контроль за государственным заказом будет осуществляться:
- Органами государственной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере госзакупок:
- Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
- контрольным органом в сфере размещения оборонного заказа;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления муниципального района;
- органами местного самоуправления городского округа.
- Финансовыми органами государственной власти:
- федеральным казначейством;
- финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- органами управления государственными внебюджетными фондами.
- Органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Также необходимо отметить, что в новом законе о государственных закупок предусмотрена система их мониторинга, которая в целом отсутствовала в 94-ФЗ. Под мониторингом в настоящее время понимается механизм наблюдения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемый на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о реализации планов закупок и планов-графиков. По результатам мониторинга, помимо прочего, в Правительство РФ будет направляться сводный аналитический отчет, на основе которого будут производиться оценки степени достижения целей, оценки обоснованности госзакупок, а также приниматься решения об усовершенствовании законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. Целью данного механизма является повышение контроля за расходованием бюджетных средств, обеспечением эффективности и прозрачности госзакупок, а также создания необходимой аналитической системы, на основе которой будут приниматься управленческие решения должного качества. Соответственно для полноценного функционирования данного механизма создаются специальные службы, в основном внутриведомственные, которые будут заниматься исключительно данной проблематикой. Новая система мониторинга госзакупок будет комплексной. Данный процесс будет состоять из четырех стадий, аналогичных стадиям процесса государственных закупок:
- Мониторинг планирования закупок.
- Мониторинг на этапе определения Поставщика и заключения государственного контракта.
- Мониторинг приемки результатов исполнения контракта.
- Мониторинг исполнения контракта.
Отдельно к системе мониторинга госзакупок можно отнести такое нововведение 94-ФЗ, как общественный контроль. В соответствии с ним, в конкурсных комиссиях должны присутствовать члены общественных организаций, представляющие интересы гражданского общества. Более того, обязательному общественному обсуждению будут подлежать закупки с начальной максимальной ценой контракта более 1 млрд. рублей.
По решению Правительства РФ, общественное обсуждение госзакупок планируется проводить в три эта:
- Первый этап будет проводиться на официальном общероссийском сайте – zakupki.gov.ru. Начнется этап со дня размещения информации о закупке и закончится за 15 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. Для этого будет создан специальный раздел сайта.
- На втором этапе будет формироваться сводный протокол обсуждения на сайте, получение заключения на конкурсную документацию и высказанные в ходе обсуждения замечания ФАС России. Затем экспертное заключение направится заказчику и будет размещено на официальном общероссийском сайте не позднее, чем за один день до проведения третьего этапа общественного обсуждения.
- Третьим этапом предусмотрено публичное общее обсуждение предмета и условий госзаакупки, которое будет проводиться заказчиком в виде слушаний. Данные процесс будет проводиться не позднее, чем за 10 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. Отметим, что заказчик должен участвовать во всех трех этапах данной процедуры.
По итогам общественного обсуждения госзакупки заказчик обязан опубликовать на официальном общероссийском сайте протокол итоговый общественных обсуждений, который должен содержать в себе одно из трех возможных решений: об изменении конкурсной документации, отказ от размещения заказа либо продолжение процедуры размещения заказа без изменений.
Источник: Сергеев В.Е. «Особенности мониторинга и контроля госзакупок в новой контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»