Наличие актуальной версии отчета (2022-2024 гг.) можно проверить в сообществе

Особенности мониторинга и контроля госзакупок

С 1 января 2014 года наступают значительные перемены в сфере государственных закупок в России. Данные изменения будут продиктованы вступающем в силу новым федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По мнению его авторов, федеральный закон N 44-ФЗ призван сменить «устаревший» федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2013 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Подобные перемены в законодательстве вызваны прежде всего несколькими основными вызовами сегмента госзакупок, а именно необходимостью комплексного совершенствования и повышения эффективности сферы государственных и муниципальных закупок. Среди основных парадигм федерального закона N 44-ФЗ принято считать:

  • обеспечение гласности и прозрачности в сфере закупок;
  • предотвращение коррупции (либо ее минимизация) и других злоупотреблений в сфере закупок;
  • повышения качества (эффективности и результативности) обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • внедрение системного подхода в сферу планирования и осуществления госзакупок.

Разумеется не стоит говорить о том, что действующий федеральный закон N 94-ФЗ не отражает дух и букву вышеописанных базисов N 44-ФЗ. Более того, по сути, мы видим закономерную эволюцию российского законодательства в сфере госзакупок, которая старается соответствовать новым требованиям, предъявляемым как со стороны власти, так и со стороны общества к данной отрасли. При этом очевидно, что данный институт не сможет благополучно эволюционировать в установленные законом сроки без строго системного контроля прежде всего со стороны органов власти, а также общества и заказчиков государственных услуг. В федеральном законе N 94-ФЗ не был прописан четкий механизм такого контроля, что не раз приводило к правовой и экономической дестабилизации в рамках модели отношений «заказчик-поставщик», что в свою очередь приносило государству многомиллиардные убытки. Соответственно для их минимизации было решено усилить контроль за ходом и исполнением государственного заказа.

В новом федеральном законе N 44-ФЗ контроль за государственным заказом будет осуществляться:

  1. Органами государственной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере госзакупок:
    • Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
    • контрольным органом в сфере размещения оборонного заказа;
    • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • органами местного самоуправления муниципального района;
    • органами местного самоуправления городского округа.
  2. Финансовыми органами государственной власти:
    • федеральным казначейством;
    • финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • органами управления государственными внебюджетными фондами.
  3. Органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Также необходимо отметить, что в новом законе о государственных закупок предусмотрена система их мониторинга, которая в целом отсутствовала в 94-ФЗ. Под мониторингом в настоящее время понимается механизм наблюдения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемый на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о реализации планов закупок и планов-графиков. По результатам мониторинга, помимо прочего, в Правительство РФ будет направляться сводный аналитический отчет, на основе которого будут производиться оценки степени достижения целей, оценки обоснованности госзакупок, а также приниматься решения об усовершенствовании законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. Целью данного механизма является повышение контроля за расходованием бюджетных средств, обеспечением эффективности и прозрачности госзакупок, а также создания необходимой аналитической системы, на основе которой будут приниматься управленческие решения должного качества. Соответственно для полноценного функционирования данного механизма создаются специальные службы, в основном внутриведомственные, которые будут заниматься исключительно данной проблематикой. Новая система мониторинга госзакупок будет комплексной. Данный процесс будет состоять из четырех стадий, аналогичных стадиям процесса государственных закупок:

  1. Мониторинг планирования закупок.
  2. Мониторинг на этапе определения Поставщика и заключения государственного контракта.
  3. Мониторинг приемки результатов исполнения контракта.
  4. Мониторинг исполнения контракта.

Отдельно к системе мониторинга госзакупок можно отнести такое нововведение 94-ФЗ, как общественный контроль. В соответствии с ним, в конкурсных комиссиях должны присутствовать члены общественных организаций, представляющие интересы гражданского общества. Более того, обязательному общественному обсуждению будут подлежать закупки с начальной максимальной ценой контракта более 1 млрд. рублей.

По решению Правительства РФ, общественное обсуждение госзакупок планируется проводить в три эта:

  1. Первый этап будет проводиться на официальном общероссийском сайте – zakupki.gov.ru. Начнется этап со дня размещения информации о закупке и закончится за 15 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. Для этого будет создан специальный раздел сайта.
  2. На втором этапе будет формироваться сводный протокол обсуждения на сайте, получение заключения на конкурсную документацию и высказанные в ходе обсуждения замечания ФАС России. Затем экспертное заключение направится заказчику и будет размещено на официальном общероссийском сайте не позднее, чем за один день до проведения третьего этапа общественного обсуждения.
  3. Третьим этапом предусмотрено публичное общее обсуждение предмета и условий госзаакупки, которое будет проводиться заказчиком в виде слушаний. Данные процесс будет проводиться не позднее, чем за 10 дней до окончания приема заявок на участие в торгах. Отметим, что заказчик должен участвовать во всех трех этапах данной процедуры.

По итогам общественного обсуждения госзакупки заказчик обязан опубликовать на официальном общероссийском сайте протокол итоговый общественных обсуждений, который должен содержать в себе одно из трех возможных решений: об изменении конкурсной документации, отказ от размещения заказа либо продолжение процедуры размещения заказа без изменений.

Источник: Сергеев В.Е. «Особенности мониторинга и контроля госзакупок в новой контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Финансовый анализ коммерческой организации (по РСБУ)

Основная часть

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей бухгалтерского баланса компании.

Раздел 2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 3. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса компании.

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании.

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании.

Раздел 7. Анализ финансовых результатов.

Раздел 8. Анализ деловой активности компании.

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании.

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса.

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей.

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей.

Дополнительные разделы

Раздел 13. Анализ технико-экономических показателей

Раздел 14. Оптимизация баланса с точки зрения платежеспособности и финансовой устойчивости

Раздел 15. Анализ денежных потоков компании с помощью прямого метода

Раздел 16. Анализ денежных потоков компании с помощью косвенного и коэффициентного метода

Раздел 17. Анализ наличия и состояния основных средств

Раздел 18. Анализ движения и структуры основных средств

Раздел 19. Анализ эффективности использования основных средств

Раздел 20. Анализ наличия, динамики и структуры оборотных активов

Раздел 21. Анализ эффективности использования оборотных активов

Раздел 22. Анализ динамики, структуры и источников финансирования запасов

Раздел 23. Анализ эффективности использования запасов

Раздел 24. Анализ дебиторской задолженности

Раздел 25. Анализ кредиторской задолженности

Раздел 26. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

Раздел 27. Анализ безубыточности

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.

Финансовый анализ коммерческой организации (по МСФО)

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 2. Горизонтальный анализ Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 3. Вертикальный анализ Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 4. Анализ ликвидности Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании

Раздел 7. Анализ финансовых результатов

Раздел 8. Анализ деловой активности компании

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.