Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Международный опыт организации государственных закупок
На сегодняшний день одно из приоритетных и заметных мест в современном государственном управлении, занимает организация и управление государственными закупками, без которой невозможно полноценное функционирование экономики. Понятие управление включает в себя процесс планирования, организации, и контроля, необходимые для того, чтобы достичь поставленных целей и значимых результатов. Как специалисту, занимающемуся государственными закупкам в России и знающему эту работу достаточно неплохо, хотелось бы узнать и проанализировать опыт других стран по организации государственных закупок. Исходя из этого, можно будет сделать выводы какие особенности в сфере государственных закупок за рубежом, какие отличия от нашей системы, в чем сложности у поставщиков и государственных заказчиков, а самый главный вопрос: есть ли смысл перенимать опыт других стран.
Государственные закупки – это (приобретение, покупка) товаров, работ или услуг для государственных нужд за счет бюджетных средств, не закупаемых с целью их дальнейшей перепродажи, где государство выступает в роли покупателя. Уровень, на котором находится организация управления государственными закупками, отображает ступень развития рыночных отношений, и состояние экономики в целом. Учитывая тот факт, что на различных этапах развития государственных закупок с проблемами сговора и коррупции сталкивались практически все страны, данные проблемы вынудили искать меры по противодействию этим явлениям.
В современной международной практике государственных закупок сложилась система принципов и факторов, влияющих на эффективность государственных закупок, которые представлены на рисунке:
Рассмотрим опыт управление государственными закупками на примере некоторых стран.
В США первый закон по регулированию системы федеральных государственных закупок был принят в 1792 году. С 1988 года и по сегодняшний день, постоянно действующий орган государственной власти в области государственных закупок - управление федеральной закупочной политики. Все закупки регламентируются сводом правил государственных закупок (1984 г.), который описывает все этапы проведения закупок, начиная с планирования, размещения и исполнения, заключенных государственных контрактов.
Среди развитых стран правительство США является самым крупным заказчиком товаров и услуг для государственных нужд. На государственные закупки приходится около трети всех совокупных расходов федерального бюджета. Хочется отменить, что на сегодняшний день в США создана и действует Федеральная контрактная система (ФКС), которая занимается заключением государственных контрактов и управлением государственными заказами. Основными исполнителями ФКС являются контрактные офицеры – это уполномоченные представители государства, имеющие специальный сертификат, который дают право размещать заказ или подписывать контракт. Основные функции контрактных офицеров:
- планирование и обоснование контракта;
- мониторинг исполнения и обеспечение исполнения положений государственного контракта;
- утверждение этапных результатов проекта и согласование выплат подрядчикам;
- изменение государственного контракта;
- закрытие государственного контракта.
Еще хотелось бы сказать об экономико-хозяйственных взаимоотношениях двух участников государственных закупок США: государства-заказчика и подрядчика (организации-исполнителя) при выполнении государственного контракта. Законодательство США четко формулирует обязанности двух сторон, где оба участника являются равноправными партнерами при выполнении государственного контракта. Законодательство США определяет равные права между Заказчиком и Подрядчиком при выполнении государственного контракта, но Заказчик все же имеет значительные привилегии и преимущества. Например, Заказчик в отличие от Подрядчика, имеет право одностороннего отказа от заказа.
Таким образом, ФКС США, пройдя продолжительный путь формирования, на сегодня является одной из передовых и наиболее эффективных систем государственных закупок в мире и роль ее в экономике США очень велика.
В основе государственных закупок в подавляющем большинстве развитых стран лежат тендеры. Так же, как и в России, в европейских странах предметы государственных закупок подразделяют на товары, работы и услуги. Законодательное регулирование различных предметов закупок зависят от используемых тендерных процедур и способов определения победителей.
В ЕС существуют открытые и закрытые одно- и двухэтапные конкурсы, запросы котировок и закупки у единственного источника, хорошо знакомых и нам по отечественной практике государственных закупок. Еще существуют методы запроса предложений и конкурентных переговоров.
Запросы предложений – это направление запросов о закупках не менее чем трем Поставщикам. Заказчик устанавливает критерии для оценки поступивших предложений, их значение и порядок применения их при оценке. Данные критерии касаются возможностей Поставщика в управленческой и технической характеристиках, наиболее выгодного представленного им предложения для решения, поставленной задачи, а также предложенной им цены, включая расходы на эксплуатацию, обслуживание и ремонт. При проведении запроса предложений допустимо проведение переговоров или разрешение Заказчиком пересмотра предложений. Переговоры носят конфиденциальный характер, и участвовать в них могут все претенденты, которые внесли свои предложения, и предложения которых не были отклонены. После переговоров Заказчик предлагает Поставщикам представить к определенной дате свои окончательные варианты, из которых и выбирается наилучший.
Во многих странах ЕС существует практика предоставления преференции местным поставщикам и подрядчикам при государственных закупках. Так же в некоторых странах часть государственного заказа резервируется для малого бизнеса и других категорий поставщиков. Иногда, с этой же целью, крупные лоты специально дробят на более мелкие.
Среди наиболее развитых стран Евросоюза большим опытом организации государственных закупок обладает Германия. Система контроля за процедурами государственных закупок, действующая в Германии, отвечает требованиям ЕС, но имеет определенную специфику, включая в себя две инстанции: апелляционную – в форме независимого учреждения и судебную – в форме судебного органа. Возможность оспаривать размещение государственного заказа в суде стала в Германии успешным нововведением. Постановления, выносимые обеими инстанциями, публикуются в открытом доступе и служат для развития и дальнейшего усовершенствования государственных закупок.
Кроме того, в Германии давно и успешно существует общественная организация экспертов и ученых «Форум госзаказа», которые обмениваются мнениями, формируют общественное отношение к новым явлениям в сфере государственных закупок. Форум ежегодно присуждает премию за лучшую научную работу в сфере государственных закупок.
Итак, исходя из анализа опыта государственных закупок в передовых странах мира, можно сделать следующие выводы, что с помощью государственных закупок осуществляется выполнение экономических и социальных программ страны, поощряется развитие разных отраслей народного хозяйства, в т. ч. инновационных программ, поддерживается продукция национальных производителей, а также регулируются некоторые социальные процессы. Так же в современной российской практике государственных закупок могли бы быть использованы следующие достижения международного опыта, а именно: Федеральная контрактная система США, как строгая регламентация процедур и противостояние коррупции; планирование обеспечения государственных нужд; проведение торгов по единой методологии, с использованием библиотеки типовых контрактов; централизованное осуществление процесса государственных закупок и размещения заказа; информационная публичная открытость и гласность всех контрактных процессов и их результатов; упрощение законодательства управления и регулирования государственными заказами.
Так же хочется выделить основные факторы международного опыта государственных закупок, которые представлены на рисунке:
Таким образом, исходя из вышеизложенного, хотелось бы отметить, что международный опыт государственных закупок в целом применим и для развития государственных закупок в нашей стране, но при этом надо учитывать и негативные моменты зарубежного опыта, и специфику нашей экономики и российского менталитета в целом.
Источник: Снеткова А.В. «Международный опыт организации государственных закупок»