Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Необходимость внедрения механизма управления рисками в процессы размещения государственного заказа
В условиях действующей модели экономики сложно недооценить значение государственного заказа практически во всех сферах экономической деятельности. Если кратко сформулировать понятие государственного заказа, то его можно описать как общность потребностей, вытекающих из необходимости осуществления государственным заказчиком возложенных на него задач и функций, реализация которых производится с использованием средств государственного бюджета через процедуры государственных закупок.
Именно средства государственного бюджета, расходование которых является неотъемлемой частью государственного заказа, определяют основную проблему в рассматриваемой сфере - высокую коррупционную составляющую. Данная проблема актуальна как для стран с развивающейся экономикой, так и для высокоразвитых стран. Подавляющее число коррупционных действий сводится к лоббированию чиновниками интересов аффилированных поставщиков товаров или услуг, с последующим получением от них материальной или иной выгоды.
Во многих странах реализуются меры по минимизации возможностей осуществления влияния на процессы государственного заказа как со стороны государственного аппарата, так и со стороны поставщиков товаров и услуг. Так в Европейском союзе приняты директивы 2004/18/ЕС и 2004/17/ЕС от 31 марта 2004 г., в Российской Федерации – Федеральный закон N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г., в США государственный заказ регулируются сводом правил Federal Acquisition Regulation.
Все указанные нормативные акты коррелируются по конечной цели - придание большей прозрачности регулированию в сфере государственного заказа, минимизация негативных влияний на процесс государственных закупок, а также повышение эффективности торгов.
Однако, как показывает практика, ни один из вышеперечисленных нормативных актов или сводов правил не обеспечивает высокую эффективность конечной цели, поставленной при создании самого нормативно акта.
Для целей повышения эффективности регулирования рассматриваемой области видится целесообразным рассмотреть возможность введения в систему управления государственным заказом системы управления рисками (СУР).
Система управления рисками в области государственного заказа представляется формализованным сводом потенциальных угроз, реализованных в виде единой национальной многоуровневой системы, включающей в себя перечень вероятных рисков (индикаторов риска), совокупность мер по минимизации возможного наступления негативных последствий от выявляемых рисков, а также инструментарий для анализа и обобщения данных.
Для целей формирования индикаторов рисков для занесения в рассматриваемую систему потребуется осуществление комплекса мероприятий, включающего в себя оценку рисков и формирование профилей рисков, анализ издержек в соответствии с вероятными рисками, выработка направлений минимизации рисков, оценка эффективности профилей рисков и формирование перечня мероприятий по минимизации рисков.
Если перейти из теоретической области в практическую, то общие представления о принципах применения СУР в рассматриваемой области можно представить в виде следующего примера.
При формировании государственного заказа ответственное лицо организации-заказчика формирует начальную цену контракта на поставку товаров/оказание услуг исходя из сведений, предоставляемых организациями, осуществляющими свою деятельность в области предполагаемого государственного заказа или исходя из сведений, содержащихся в открытых информационных системах. При этом предположим, что на требуемый показатель в систему анализа возможных угроз введен профиль риска, содержащий в себе информацию о средневзвешенном ценовом показателе на предмет государственного заказа. При отклонении начальной цены контракта на разность значений, установленной в профиле ценового риска, система размещения заказа заблокирует размещение заказа до момента устранения разногласий между имеющейся информацией и вновь вносимой в систему, что и будет являться мерами по минимизации данного вида рисков.
Особенно важно учесть, что профили риска, вносимые в систему, должны охватывать не только ценовую информацию о товарах, работах или услугах, но и имели в своем составе качественные характеристики, а также иную информацию, имеющую значение для целей государственных закупок.
В наилучшем варианте, в систему управления рисками в виде индикаторов должна вноситься информация, гармонизированная с данными национальных производителей о ценовых и качественных характеристиках товаров, производимых на территории страны, данными о ценах на услуги в различных областях, оказываемые на территории страны организациями с подтвержденной репутацией, а также информацией, содержащейся в базах данных таможенной службы страны о стоимости товаров, выпущенных в свободное обращение на территории страны.
Таким образом, эффективность внедрения системы управления рисками в процессы размещения государственного заказа будет обеспечена снижением или полным устранением влияния человеческого фактора на процессы формирования и размещения государственного заказа, что в свою очередь позволит снизить негативное влияние коррупционной составляющей на процессы государственных закупок.
Источник: Федоров В.В. «Необходимость внедрения механизма управления рисками в процессы размещения государственного заказа»