Внедрение системы менеджмента качества в ОАО «Газпром»

Деятельность ОАО «Газпром» обеспечивается разветвленной системой кооперации, объединяющей дочерние предприятия, поставщиков материально технических ресурсов, а также проектные и строительные организации. Ряд его дочерних обществ сертифицировали свои системы менеджмента качества (СМК) на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000. Вместе с тем, достаточно полного единого корпоративного подхода к созданию СМК на сегодняшний день пока не выработано.

Основными целями внедрения СМК являются повышение конкурентоспособности, улучшение репутации, освоение новых рынков и расширение сферы производственной деятельности Общества.

Для достижения целей в области качества ОАО «Газпром» ставит перед собой следующие стратегические задачи:

  • создание базы для совершенствования системы управления электросетевыми активами через оптимизацию бизнес-процессов;
  • обеспечение надежности, управляемости и предсказуемости основных производственных процессов на основе постоянного мониторинга;
  • внедрение прогрессивных технологических процессов, современной техники, оборудования и средств автоматизации;
  • внедрение современных информационных технологий;
  • уменьшение затрат, снижение издержек и повышение эффективности использования ресурсов;
  • минимизация рисков, способных повлиять на качество продукции, работ и услуг;
  • развитие инновационной деятельности;
  • постоянное повышение и поддержание квалификации кадров на высоком профессиональном уровне.

Основными принципами СМК являются:

  • ориентация каждого сотрудника на удовлетворение требований потребителей и превышение их ожиданий при осуществлении профессиональной деятельности;
  • личное участие высшего руководства в повышении эффективности СМК;
  • переход от локальных бизнес-процессов филиалов к сквозным бизнес-процессам Общества и внедрение процессного подхода к управлению;
  • обеспечение своевременности и качества принятия стратегических и оперативных решений, основанных на достоверной информации и фокусе на ключевых рисках;
  • системный подход к менеджменту;
  • осуществление деятельности «Газпром» на основе постоянного улучшения СМК;
  • надежное партнерство и постоянное расширение взаимовыгодных отношений с поставщиками.

Руководство «Газпром» обязуется регулярно проводить оценку функционирования СМК и гарантирует ее совершенствование с привлечением для этой цели необходимых ресурсов.

Для того чтобы результативно функционировать, организация должна определять и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Часто выход одного процесса является непосредственным входом следующего. Систематическое определение и менеджмент процессов применяемых организацией и особенно взаимодействие этих процессов могут рассматриваться как «процессный подход».

СТО Газпром серии 9000 подчеркивает взаимосвязь менеджмента качества и других направлений деятельности организации.

Для обеспечения единого подхода к качеству закупаемой продукции, совершенствования взаимоотношений с поставщиками и повышения эффективности деятельности «Газпрома», руководством общества принята концепция разработки комплекса корпоративных стандартов на СМК и их внедрения на всех предприятиях, участвующих в кооперации, включая предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа, проектные и строительные организации и поставщиков ресурсов.

В «Газкомплектимпэксе» образовано Управление качества, которое реализует эту концепцию. В сотрудничестве с ведущими российскими специалистами и организациями были разработаны корпоративные стандарты Газпром серии 9000 на СМК.

В настоящее время введены в действие стандарты, которые регламентируют основные положения корпоративного подхода к СМК внутренних и внешних поставщиков продукции, устанавливают общие и специальные требования для этих систем, а также определяют порядок оценки соответствия этим требованиям.

Комплекс корпоративных стандартов на СМК Газпрома разработан в Российской Федерации впервые. Он получил высокую оценку российских и зарубежных специалистов и одобрение в Правительстве России. Необходимость их применения предприятиями-поставщиками продукции определяется политикой, проводимой «Газпромом» в области управления качеством потребляемой продукции, а также контрактными и тендерными условиями.

Руководство и сотрудники организации искренне заинтересованы не только в получении сертификата соответствия, но и в том, чтобы построить действительно эффективную СМК.

Создание системы добровольной сертификации ГАЗПРОМСЕРТ и выход в свет комплекса стандартов ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества СТО ГАЗПРОМ серии 9000 2006 года послужило поводом для проведения множества практических семинаров.

Автор – Кузнецова С.Н., КИ (ф) МГМУ (МАМИ), г. Коломна, Московская область, Россия, rusnauka.com