Институциональные трансформации и трудовое сознание личности

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Трудовое сознание неразрывно связано с трудовой деятельностью людей. Поэтому вопрос о природе трудового сознания неразрывно связан с вопросом о природе самого человека, самой человеческой сущности и, соответственно, его сознания в целом. Известен тезис Ф.Энгельса о том, что «труд создал самого человека». И хотя сегодня все чаще звучат суждения о том, что «оценка, данная Ф.Энгельсом эволюционной роли труда, несколько завышена», авторы таких суждений не приводят со своей стороны никаких веских аргументов в пользу собственных рассуждений. Природа трудового сознания органично вытекает из природы самого сознания как целого. Противопоставление трудового сознания сознанию как целому означало бы отрыв трудового сознания от всей мыслительной и духовной деятельности человека, и увело бы нас в область релятивистских реконструкций.

Поэтому, в самом начале нашего исследования представляется необходимым определиться с пониманием термина «природа», под которым мы далее будем подразумевать происхождение исследуемого феномена, его, так сказать, причинно-следственную определенность. Собственно говоря, до сих пор существует четыре основных подхода к пониманию природы самого человека:

  • сугубо биологический,
  • биосоциальный,
  • социальный,
  • теологический.

Именно они определяют и основные типы мировоззрения человека. Так, для сторонников биологизма или натурализма (Ф.Ницше, А.Бергсон, У.Джемс, З.Фрейд, О.Шпенглер, А.Уайтхед и др.) человек – это творение природы. При этом оценки человека как сугубо природного, биологического существа, у представителей данного типа мировоззрения расходятся диаметрально противоположным образом: от понимания человека как совершенства или венца природы до представления о нем, как о самом уродливом и больном животном.

С позиций теоцентризма (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, Ж.Маритен, П.Тейяр де Шарден, Э.Мунье, Р.Гвардини, К.Барт и др.) человек представляется исключительно творением Бога. А человеческое сознание и разум – ретрансляцией высшего, Мирового разума.

Представители социоцентризма (К.Маркс, Э.Дюркгейм, Э.Кассирер, К.Леви-Стросс, Х.Гадамер, А.Ф.Лосев и др.) считают человека творением социальной среды, а его сознание – результатом развития социальных отношений.

Наконец, для антропологизма (Ж.-П.Сартр, Х.Ортега-и-Гассет, М.Шелер, Н.А.Бердяев и др.) свойственно понимание природы человека как результата своего собственно человеческого развития, его уникального бытия, его самоопределения и самоценности. В этом контексте сознание человека трактуется как уникальный феномен, осознание своего Я (самосознания).

Мы считаем, что природа сознания, и трудового сознания в том числе, неразрывно связана с деятельностью человека. Именно трудовая деятельность формирует в человеке трудовое сознание, превращая человека в полноценный субъект трудовой, а шире и всей социальной практики. Уточнения требует лишь одно обстоятельство: как именно трудовое сознание связано с трудовой деятельностью человека, т.е. целесообразной, целенаправленной и общественно полезной деятельностью по созданию необходимых человеку благ (ценностей). Именно в таком аристотелевском понимании сущности труда как особой формы человеческой деятельности становится возможным раскрыть и саму сущность трудового сознания личности, и его природу (происхождение).

Напрашивается вывод о духовной природе трудового сознания человека, которое детерминируется физиологическими и социальными его потребностями. Данный тезис нацеливает всю систему образования на воспитание нравственной личности как носителя эффективного трудового сознания.

Как известно, современная экономика – это экономика постиндустриального общества. Ее высшей фазой является формирование креативной экономики, т.е. экономики творческого труда. Иначе говоря, это экономика, в которой репродуктивный труд оказывается вспомогательным, а на первый план выступает духовное производство (производство идей, смыслов, ценностей) и интеллектуальная деятельность (создание нового продукта). Роль творческого труда в такой экономике постоянно возрастает тогда, как значение репродуктивного труда неуклонно снижается. Это – общий тренд развития мировой экономики. Отсюда следует, что творчество становится важнейшим условием дальнейшего инновационного развития.

Сущность трудового сознания человека раскрывается через осмысление способа бытия человека в мире. В философском дискурсе традиционно феномен человеческого бытия описывается в категориальной триаде «объективность – субъективность – интерсубъективность». При таком бытии человек выступает в трех ипостасях: а) как объективное явление, в) как субъективное явление и с) как субъектно-объективное целостное явление.

Но достаточно ли такого традиционного отношения к феномену человеческого бытия для того, чтобы определить сущность трудового сознания личности? На наш взгляд, этого недостаточно, поскольку традиционная категориальная триада: а) смешивает понятия «субъективность» и «субъектность»; б) оставляет за рамками исследования саму субъектность человека, его субъектные способности, одной из которых как раз и выступает трудовое сознание.

Между понятиями «субъектность» и «субъективность» лежит существенная разница. Она связана с понятием авнономности личности, мерой ее самостоятельности в процессе собственной деятельности. Субъективность характеризует индивидуальные особенности человека и в большей степени относится к внутреннему миру людей. Тогда как субъектность (субъектная способность) характеризует человека как активное и самостоятельное деятельное существо, способное к самостоятельному поступку, к социальному творчеству. В контексте таких субъектных способностей обычно выделяют всеобщие основания субъектности (например, апперцепцию) и ее конкретные характеристики (например, продуктивно-творческое воображение, волю к совершенству, способность к самоидентификации и самоопределению).

Кроме этого, трудовое сознание необходимо рассматривать на генетическом, структурном и функциональном уровнях. Генетическое определение трудового сознания как предмета философской рефлексии означает его сущностное определение, раскрытие его многоступенчатой сущности с учетом развития самого предмета, его перехода из одной формы в другую, с учетом изменения его структуры и содержания, с учетом преемственности или дискретности такого развития, возникновения или исчезновения. При этом «трактовки развития как единства преемственности и обновления исключают метафизическую абсолютизацию преемственности (концепция «плоской эволюции») и обновления (концепция «творческой эволюции»)».

Структурное определение трудового сознания как предмета философской рефлексии означает необходимость осмысления такого сознания как вида сознания, «взятого» во всем многообразии его связей и опосредований в их тождестве и различии, «когда трактовка связи как единства тождества и различия исключает метафизическую абсолютизацию тождества (механицизм) и различия (плюрализм)».

Наконец, функциональное определение трудового сознания предполагает его понимание как явления, находящегося в движении, как развивающегося предмета рефлексии, «взятого», тем не менее, в контексте его устойчивости, в рамках определенной организации, «когда трактовка движения как единства устойчивости и изменчивости исключает метафизическую абсолютизацию устойчивости (циклизм) и изменчивости (релятивизм)».

Учитывая все вышеизложенное, делаем вывод о том, что трудовое сознание личности в условиях культурных, политических, экономических, идеологических изменений переживает новый этап своего развития. Этот этап связан с его интеллектуализацией, его внутренней трансформаций, его превращением в творческое сознание. Если в прошлые века творчество было уделом немногих, то в условиях современной экономики, глобального мира и информационного общества творчество должно становиться все более открытым, доступным и необходимым для развития человека. А это ведет к развитию творческого типа трудового сознания, потому что в основе творчества как особой формы человеческой деятельности лежит именно труд.

Источник: Стожко К.П., Стожко Д.К. «Институциональные трансформации и трудовое сознание личности»

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна