Управление персоналом государственной службы. Формирование профессионализма

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Понятие профессионализма с позиции акмеологического подхода

Понятие профессионализма, в общем понимании, означает овладение основами и глубинами какой-либо профессии. Научный подход к понятию «профессионализм» предусматривает, что деятельность специалиста соответствует некоторым требованиям, которые являются внеиндивидуальными. В некоторых исследованиях внимание сосредоточивается на том, что в профессионализме следует различать нормативные требования профессии к личности. В этом случае речь идет о профессионализме как совокупности личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения деятельности. Такое понимание условно можно назвать «нормативным профессионализмом». Когда же речь идет о том, что человек имеет необходимый нормативный набор психических качеств, профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный профессионализм» конкретного человека.

Особого внимания заслуживает акмеологический подход к профессионализму. В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин, она изучает закономерности и механизмы развития человека на грани его зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня развития. Вершина зрелости – АКМЕ – это многомерное состояние человека, охватывающее определенный период его развития. Это состояние характеризует, насколько человек состоялся как гражданин, как специалист своего дела, как личность. При этом имеются в виду, прежде всего, достижения в развитии, поскольку с древнегреческого «быть в АКМЕ» означает быть в полном цвете (цветущая пора), на высшей ступени развития.

С позиции акмеологического подхода, обобщенная категория профессионализма должна рассматриваться в диалектическом единстве проявлений деятельностного и личностного. Отсюда выделяется профессионализм деятельности и профессионализм личности. Профессионализм деятельности – это качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, овладение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет достичь высокой производительности. Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно-деловых качеств, акмеологический инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Приведенное понимание сущности профессионализма позволяет решать задачи личностно-профессионального развития до уровня мастерства и профессионализма. Оно осуществляется по направлениям, которые отражают структуру профессионализма.

Структура (уровни) профессионализма

Необходимым условием формирования профессионализма является наличие профессиональной системы требований к каждому виду деятельности. Система требований имеет свою иерархическую структуру. Самый простой уровень – требования к конечному результату деятельности. Средний уровень – система требований к процессу получения этого результата (результат с такими характеристиками должен быть получен с помощью определенных методов, определенных технологий). Сложный уровень – система требований к организации процесса получения результата (результат с такими характеристиками должен быть получен с помощью определенных методов при определенном типе разделения труда). Самый высокий уровень, сохраняющий все предыдущие требования, акцентирует внимание на системе требований к критериям организации процесса получения результата (результат с такими характеристиками должен быть получен с помощью определенных методов при определенном типе разделения труда, который выбирается в соответствии с определенными критериями).

В рамках акмеологического подхода выделяют два уровня профессионализма:

  • уровень решения управленческих задач;
  • уровень решения управленческих проблем.

Эти уровни, в свою очередь, делятся на несколько подуровней. Переход с одного уровня на другой определяется степенью владения культурой рефлексии или системой норм, созданных на основе интеллектуальных ценностных критериев.

Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, то есть в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности управленец имеет представление о том, что и как нужно сделать, чтобы вывести деятельность из состояния сложной ситуации. Причем, если готового решения нет, но управленец знает, что нужно сделать, чтобы его найти, и может это сделать – это также уровень решения задач, но еще более сложный.

Управленческая проблема будет заключаться в отсутствии готового управленческого решения, в отсутствии представления о том, как выйти из сложившейся ситуации. Умение выяснить, а потом и решить управленческую проблему характеризует управленца более высокого уровня профессионализма.

Очевидно, что уровень решения управленческих проблем базируется на способностях решать управленческие задачи. Определенный уровень профессиональной управленческой деятельности может быть охарактеризован:

  • требованиями, предъявляемыми к самой управленческой деятельности (например, наличие средств управленческой деятельности этого уровня, наличие технологий принятия управленческих решений на этом уровне);
  • требованиями, которые выдвигаются к профессионалу-управленцу этого уровня.

Уровни и подуровни профессионализма персонала государственной службы

Остановимся более подробно на указанных уровнях профессионализма персонала государственной службы.

  1. Уровень решения управленческих задач. Этот уровень можно назвать исполнительским звеном в управлении. Он характеризуется умением государственного служащего реализовывать имеющиеся управленческие решения. Рост профессионализма управленца соответствует его переходу с одного подуровня на другой. Направление перехода задает требование обеспечить надежность и ответственность в непредсказуемых условиях. Каждый последующий подуровень, сохраняя возможности (фундамент) предыдущего, имеет свои отличительные черты. Переход внутри каждого подуровня соответствует количественному и качественному усложнению действий управленца.
    • Успешная реализация конкретного управленческого решения. Управленческая деятельность позволяет преодолевать затруднения в исполнительской деятельности. Это самый простой уровень профессиональной управленческой деятельности, который свидетельствует о том, что управленец знает, когда нужно ввести управленческое решение, знает содержание этого решения и может все это выполнить. Самый простой вариант: государственный служащий имеет одну схему действий в определенной ситуации, и каждый раз, когда возникает подобная ситуация, чиновник действует по этой схеме. Пример непрофессионализма этого подуровня: государственный служащий имеет одну схему управленческих действий и применяет ее во всех подходящих и неподходящих ситуациях.
    • Успешная реализация типового управленческого решения. На этом подуровне государственный служащий должен уметь преодолевать любые затруднения в исполнительской деятельности в пределах выделенного времени, не прилагая особых усилий. Подуровень характеризуется тем, что чиновник имеет набор типовых решений для устранения затруднений, имеет представление об условиях, в которых применяется каждое из решений, и в случае необходимости выбирает наиболее подходящее и реализует его. Пример непрофессионализма этого подуровня: во время изменения внешних условий выбранное ранее решение не меняется или, если оно соответствует ситуации, реализуется по схеме другого решения.
    • Успешная реализация типового управленческого решения с самокоррекцией своих действий. Этот подуровень предполагает способность государственного служащего рефлексировать по поводу собственных действий и в случае выявления несоответствия между реальными и необходимыми действиями корректировать их, что способствует нахождению правильного решения. Государственный служащий этого подуровня способен контролировать не только результаты своих действий, но и сам процесс реализации решения. Вводится процессуальная характеристика его действий, она становится такой, что замечается и фиксируется. Пример непрофессионализма этого подуровня: неоправданная смена решения во время его осуществления: сначала реализовывалось одно решение, когда возникли определенные трудности, это решение отбрасывается как непригодное, вместо него реализуется другое.
    • Успешная реализация типового управленческого решения с его тактической коррекцией. На этот подуровень управленец переходит, когда может локально изменять решения путем выявления элементов, которые необходимо оставить, и элементы, которые необходимо изменить, что позволяет адаптировать решение к конкретной ситуации. Пример непрофессионализма этого подуровня: изменение части решения, что противоречит всему решению, или такое изменение решения, который делает вообще невозможным его реализацию, разрушает его.

    Проходя все этапы профессионализма первого уровня, чиновник готов к переходу на более сложный уровень профессионализма – уровень решения проблем.

  2. Уровень решения управленческих проблем. Общая характеристика уровня сводится к следующему: этот уровень профессионализма в управлении предполагает умение управленца принимать новые, нетривиальные решения. В этом уровне можно выделить несколько подуровней:
    • Участие в решении управленческих проблем, поставленных и снятых другими. Государственный служащий приобретает опыт управления процессом деятельности, который существенно изменяется, опираясь на приобретенный ранее опыт управления. Пример непрофессионализма этого подуровня: управленец управляет процессом деятельности, который меняется, не учитывая результаты изменений.
    • Самостоятельное нарушение и снятия проблем. Чиновник приобретает способности самостоятельной проблематизации и депроблематизации, опираясь на предыдущий опыт. Любая достаточно серьезная перемена в деятельности перестает быть сложностью, воспринимается адекватно. Пример непрофессионализма этого подуровня: смена деятельности без достаточных на то оснований, постоянное экспериментирование.
    • Полная самоорганизация рефлексии. На этом подуровне государственный служащий приобретает способность легко переходить с одного подуровня на другой в зависимости от ситуации. Он умеет решать проблемы путем нахождения правильных решений и одновременно может выполнять простые задачи. Возникает некоторая завершенность, целостность выполнения деятельности.

Механизм перехода между уровнями профессионализма. Рефлексия

Перейдем к рассмотрению механизма, который обеспечивает переход с одного подуровня на другой. Проведенные некоторыми авторами исследования реальной управленческой практики позволяют однозначно утверждать, что механизмом перехода управленца от одной ступени профессионализма на другую является рефлексия. Рефлексия – это психический механизм, обеспечивающий существование человеческой деятельности. Он не ограничивается наличием у человека мышления, сознания, самосознания, воли или других психических механизмов. Рефлексия интегрирует все психические функции для одной цели: обеспечить существование человеческой деятельности как источника существования самого человека. Рефлексия – это внутренняя часть деятельности, ее психологическая часть. Предпосылки рефлексии заложены природой в каждом человеке в виде физиологического механизма обратной связи – рефлексов. Но до становления полноценной рефлексии психика человека должна преодолеть определенный путь.

Запуск рефлексии происходит в условиях возникновения затруднения во время деятельности. Затруднение – незавершенность определенного действия, вызванное определенными препятствиями относительно начала действия. Где возникла преграда, там появляется функция рефлексии как необходимость снятия затруднения с помощью специальных аналитических процессов. Конечный результат рефлексии – измененный проект действия, в котором снято затруднение.

В рефлексии выделяется три функции: исследование, критика и перепроектирование. Исследования – реконструкция ситуации затруднения, построение представления о том, что произошло. Критика – выявление причины затруднения и ее развертывание во времени. Перепроектирование – деформация образа действия так, чтобы новое действие осуществлялась без затруднений.

Способность к рефлексии как специальному типу анализа своей деятельности является основой профессионализма государственного служащего как управленца. Следует подчеркнуть, что эта способность является универсальной относительно конкретной управленческой деятельности и не зависит от типа реальных управленческих процедур и функций. Деятельность и рефлексия находятся в неразрывном единстве: изменения в деятельности рано или поздно приводят к изменению в рефлексии, изменения в рефлексии ведут к изменениям в деятельности.

Выводы

Таким образом, категория профессионализма персонала государственной службы является многоаспектной и рассматривается многими исследователями разных отраслей науки. Акмеологический подход к профессионализму, с одной стороны, характеризует это понятие в диалектическом единстве проявлений деятельностного и личностного – профессионализм деятельности и профессионализм личности; а с другой стороны, констатирует наличие профессиональной системы требований к осуществляемой деятельности.

Отдельным блоком проблем является структура и содержание профессионализма с позиции уровней его развития. Выделяют два уровня профессионализма: уровень решения управленческих задач, уровень решения управленческих проблем, которые делятся на несколько подуровней. Уровни профессионализма позволяют охарактеризовать личность отдельного государственного служащего (будущего или уже успешно работает на посту) с позиции глубины понимания своих возможностей на посту, развития индивидуального стиля деятельности на должности и т.п.

Уровень решения управленческих задач представляет собой «базовый» уровень профессионализма и характеризуется умением государственного служащего реализовывать имеющиеся управленческие решения (этот уровень можно назвать исполнительским звеном в управлении). Уровень решения управленческих проблем является развитием предыдущего уровня и характеризуется умением управленца принимать новые, нетривиальные решения.

Осмысление уровня своего развития с позиции профессионализма деятельности предоставит как претенденту на должность, так и работающему государственному служащему возможность более глубокого понимания требований должности к лицу, позволит «расставить ориентиры», которые покажут направления развития на должности и создадут условия для формирования качеств профессионала в отдельной личности.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна