Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Трудовой потенциал: управление на уровне государства и региона
Современный этап реформирования и обновления общества с его непоследовательными и нерешительными шагами вхождения в рыночную среду характеризуется макроэкономическим кризисом, спадом производства, официальной и скрытой безработицей, значительным ухудшением уровня жизни населения как всего государства, так и отдельных его регионов. Кризисная социально-экономическая ситуация в стране кардинально изменяет условия воспроизводства и функционирования человека. Это проявляется в ухудшении медико-демографических параметров трудового потенциала, активизации процессов трудовой миграции, безвозвратной потере образовательного и профессионально-квалификационного, мотивационного потенциалов. В этих условиях постановка и решение проблемы повышения эффективности использования трудового потенциала нуждается в глубоких изменениях форм и методов управления на государственном и региональном уровнях.
В условиях углубления социально-экономического кризиса основным направлением повышения эффективности использования трудового потенциала региона должно стать сбалансированное функционирование его хозяйственного комплекса с учетом специфики социально демографического, экономического, естественно-ресурсного, научно-технического, производственного и экологического потенциалов.
Ретроспективный анализ научных подходов к определению понятия "трудовой потенциал" позволил выявить его комплексный характер, сложную структуру, необходимость выделения его важнейших качественных характеристик. Анализ трудо-ресурсного, демографического и политэкономического подходов к данной проблеме, позволил сделать вывод о необходимости более широкого понимания и трактовки трудового потенциала.
Так, в научном понятийном аппарате появился термин „контур” трудового потенциала. Современные экономические реалии требуют, чтобы понятийный "контур" трудового потенциала был расширен за счет включения экономических, образовательных, социально-мотивационных, медицинских, психологических, етнокультурних составляющих. При исследовании трудового потенциала и занятости фундаментальное значение имеют положения относительно учета эволюционно-генетической парадигмы, экогомологических аспектов развития трудового потенциала. Такое многоаспектное рассмотрение трудового потенциала позволяет под новым углом зрения подойти к исследованию эффективности его использования, учитывая углубление социально-экономического кризиса в государстве.
В современных условиях основные макроэкономические показатели развития страны можно интерпретировать как индикаторы уровня эффективности использования трудового потенциала. Негативные последствия для воспроизводства трудового потенциала имеет ухудшение естественно-биологической компоненты трудового потенциала. Заметным признаком в воспроизводстве современного трудового потенциала является ухудшение здоровья населения.
На уровне региона необходимо приступить к разработке балансов рабочих мест, балансов движения населения и трудовых ресурсов, балансов трудовых ресурсов в разрезе низовых территориальных единиц. Поскольку эти балансы соответствующим образом учитывают социально-экономические особенности развития конкретной территории, то на их основе можно было бы раскрыть аккумулированные в отраслях специализации региона резервы недоиспользования трудового потенциала.
В процессе рыночных преобразований возрастает роль миграции в формировании и использовании трудового потенциала региона, усиливается экономическая и социальная ее функции. Экспертную оценку структуры, направлений, миграционных настроений, последствий миграционных процессов населения должны проводить региональные органы власти.
В условиях общего ухудшения финансового состояния предприятий недостаточное финансирование программ занятости привело к уменьшению доли мероприятий активной политики занятости, что обусловлено в значительной степени нерациональным характером распределения средств государственного фонда занятости. Целесообразно обратить внимание на финансовое обеспечение таких статей расходов средств государственного фонда занятости как предоставление беспроцентной ссуды безработным для занятия предпринимательской деятельностью, создания рабочих мест сверх установленной квоты, проведения научно-исследовательских работ по прогнозированию необходимых объемов образовательно-профессиональной подготовки в регионе, организации, координации и ведения международного сотрудничества по проблемам занятости, созданию автоматизированной информационно-справочной системы.
В современных кризисных условиях в результате инфляционных процессов, длительного экономического спада, значительных невыплат заработной платы, уменьшения уровня занятости заработная плата перестала выполнять свойственные ей функции – воспроизводительную, регулирующую, стимулирующую. Для того, чтобы существующий размер доходов работающих способствовал эффективному использованию трудового потенциала, необходимо усиление государственного влияния на определение и реализацию политики заработной платы, совершенствование системы ее договорной регуляции.
Зарубежный опыт регуляции системы оплаты труда и социального партнерства целесообразно учитывать в практике для поиска сингулярных точек достижения равновесия в сфере занятости, повышения эффективности производства и использования трудового потенциала, перехода к гибкой системе организации заработной платы. Основные концептуальные положения зарубежных систем заработной платы целесообразно адаптировать к отечественным условиям при создании механизма стимулирования производительного труда, предпринимательской и деловой активности.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что заострение социально-экономического кризиса в государстве вынуждает повышать управляемость процессами использования трудового потенциала. Важная роль отводится созданию информационно-аналитической базы, которая должна служить основой мониторинга трудового потенциала, содержать данные о количественных и качественных параметрах трудового потенциала в разрезе населенных пунктов, административных районов, отраслей, предприятий.