Учет экологических требований и приемлемого экологического риска при принятии хозяйственных решений

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Растущее влияние хозяйственно-экономической деятельности на окружающую среду любого административно-территориального образования, как правило, связано с увеличением производства новых веществ и продуктов и выбросами различных загрязнителей и отходов. В совокупности все факторы антропогенного воздействия на природную среду территории приводят к серьезным изменениям естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы, водных объектов и почвы. Имеющееся исследования и оценки показывают, что человечество изменило 56% площади земной поверхности, в том числе 20% весьма существенно.

Оценить антропогенное воздействие на среду обитания на Западе по-пытались еще в начале семидесятых годов прошлого столетия. Тогда были сформированы основные принципы и предложены методологические подходы к проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Юридические права и ответственность сторон, участвующих в процессе ОВОС, сразу же закладывались в законодательство по вопросам окружающей среды. Опыт за последние годы накоплен огромный. В США, Великобритании, Германии, Нидерландах и некоторых других странах ни одно решение по крупному промышленному строительству, решению тех или иных сфер хозяйственной деятельности не принимается без анализа и оценки воздействия на окружающую среду при их реализации.

В странах СНГ процедуры ОВОС начали внедряться в систему подготовки и принятия хозяйственных решений лишь 10-12 лет назад. В основу эколого-экономических оценок и отчетов был положен комплексный, или междисциплинарный, подход и анализ. Здесь чаще всего проявляется интегрированное начало и взаимное проникновение друг в друга таких наук, как экономика, социология, биология, экология, политика и других дисциплин. Поэтому при эколого-экономических анализах и оценках рассматривается состояние территории во всей комплексности и сложности.

При этом нередко при сочетании экономического и экологического подходов возникают трудности и противоречия междисциплинарного подхода. Даже исходные посылки этих двух дисциплин – экономики и экологии – часто приходят в противоречие. Если экологи расценивают социализацию как отрицательный момент, то экономисты склонны рассматривать ее как достоинство. Экологи воспринимают мир как систему циклов – таких, как гидрологический, или углеродный; экономисты же – как продолженное развитие. Экологи стремятся заглянуть в отдаленное будущее, экономисты заинтересованы в максимализации ближайших прибылей. Учитывая такие противоречия, становится понятно, почему природоохранная деятельность до сих пор продолжает сводиться, в основном, к очистке выбросов и сбросов, переработке, захоронению отходов, охране особо ценных территорий и т.д. Такой подход не учитывает главного, что лежит в основе европейской модели, предвидения экологических и связанных с ними последствий хозяйственной деятельности на данной территории.

На Западе давно поняли: именно выявление последствий – основное в организации природопользования. Но в то же время – и самое непонятное. Да-же междисциплинарный естественно-научный подход не дает ясности: каким образом изменения в окружающей среде, возникающие в результате техногенного воздействия, превращаются в экологические последствия.

Лишь немногие такие изменения сегодня удается определить количе-ственно. В лучшем случае можно констатировать как изменяется химический состав воды, почвы, атмосферного воздуха, как уменьшаются площади земельных ресурсов. «Поймать» изменения, интенсивность которых трудно связать с интенсивностью воздействия – одна из острейших проблем ОВОС. Ведь такие явления не связаны с определенным видом воздействия, они – следствие многих факторов. ОВОС требует точного прогноза изменений в окружающей среде, основанного на применении знаний физических, биологических и социальных наук, данных об окружающей среде и полной информации по проекту. Предотвратить неблагоприятные экологические последствия можно и на основе “пороговых” нормативов воздействия с помощью комплекса природоохранных мероприятий. Однако идеология ПДК и «порогового» нормирования ведет к порочному выводу: если можно учесть и описать воздействия, значит, можно нормировать и последствия. На самом же деле воздействие на окружающую среду – лишь причина, дающая начало самым разнообразным процессам ее изменений.

Прогнозируя изменения в окружающей среде, необходимо отметить, что поддержание баланса между экосистемами и человеком заключается в «оп-тимизации» их отношений. Но любая экологическая проблема в действительности – результат перекрещивающихся в окружающей среде последствий различных видов хозяйственной деятельности, которую человек же и осуществляет.

Не сами изменения, происходящие в окружающей среде, а их совокупности, оцененные человеком как положительные или отрицательные и переложенные в социальную и интеллектуальную сферы, и есть экологические последствия для здоровья и условий жизнедеятельности. Но этот принцип игнорируется. Итог – разрабатываются и осуществляются так называемые природоохранные мероприятия. И, разумеется, изменить экологическую ситуацию к лучшему они не могут. В зарубежной же практике в процедурах ОВОС всегда рассчитывается так называемый «нулевой вариант», то есть отказ от деятельности вообще, если ее последствия неприемлемы.

В нашем обществе пока не сложилась концепция понимания «что охранять» и «как охранять». Вкладываются силы и средства в деятельность по сохранению отдельных видов растений и животных, создание заповедников и санитарно-защитных зон, а каких-либо ощутимых результатов нет. Не охрана природы главное в переориентации природоохранной деятельности, а сохранение условий развития равновесных систем во всех формах – геобиохимической, геофизической, социальной, психологической и т.д. И для этого необходимо в корне менять систему подготовки, принятия и реализации хозяйственных решений. Стратегия и тактика такой системы должны представлять собой своего рода «правила поведения» общества, в том числе и в окружающей среде.

В основу системы подготовки, принятия и реализации хозяйственных решений необходимо заложить новую нормативную базу. Обязательно должен учитываться комплекс требований по максимально возможному ограничению воздействий, имеющих отрицательные последствия на окружающую среду. Важно предусмотреть и региональные ограничения, накладываемые природными условиями той или иной территории.

В региональной эколого-экономической политике и оценке территории важнейшей место должно занимать снижение ресурсоемкости производства, внедрение рациональных норм природопользования и потребления всех видов ресурсов, применение обоснованных экономических оценок природных ресурсов и уровня загрязнения окружающей среды, использование таких оценок в планово-проектных расчетах развития экономики регионов по всем видам природных ресурсов.

Реализация целевых региональных программ рационального природопользования и охраны окружающей среды должна осуществляться целостной системой специальных мероприятий, механизмов, инструментов. Эта система Должна включать в себя:

  1. Эколого-ориентированные национальные счета.
  2. Эколого-инновационную деятельность по формированию эколого-инновационных программ, обеспечивающих экологически устойчивое развитие.
  3. Международное сотрудничество в решении экологических проблем.
  4. Учет факторов приемлемого экологического риска при принятии хо-зяйственных решений.

Особо отметим четвертый пункт. Это, прежде всего, анализ и оценка многих процессов и явлений антропогенного воздействия на окружающую среду. Учет риска от хозяйственных мероприятий, проектов и программ позволяет определить их экологическую целесообразность и приемлемость. Механизм учета экологического риска включает:

  • экологическую экспертизу, которая является обязательным актом по охране окружающей природной среды при оценке различных хозяйственных решений. Оценка не только прямых, но и косвенных эффектов на окружающую среду с учетом трансграничных влияний на природу;
  • экологический аудит, представляющий собой экологическое обследо-вание действующих объектов с целями – воспрепятствовать покупке прав на загрязняющие выбросы предприятиями с повышенным экологическим риском, оценки шкалы рейтинга банковского процента по степени экологической опас-ности предприятий, ранжирования источников загрязнения при экологическом страховании, учета экологического фактора на современном этапе приватизации;
  • страхование экологического риска по трем направлениям: возможность аварийного загрязнения, неопределенность экологических последствий объекта, страхование инвестиций в экологически рисковые мероприятия.

Учет факторов экологического риска направлен на повышение степени согласования хозяйственной и природоохранной деятельности.

Жизнь выдвинула экологические проблемы в число приоритетных. Но не надо себя обманывать, это все-таки приоритет «беды, опасности, кризиса», а не приоритет новых возможностей общества. В современных условиях ОВОС – пока только попытка поднять «экологическое качество» проектирования и выстроить иную систему принятия решений. Хотя вопрос формирования критериев и даже частных экологических оценок достаточно сложен. А для комплексных оценок, к которым относится ОВОС, он не может решаться однозначно. Хотя бы потому, что критерий выбора должен отражать приоритеты не только на сегодняшний день, но и приоритеты развития, а это область целей не только изменчива, но и достаточно субъективна.

Обычно, говоря о критериях ОВОС, их делят на две группы: критерии оценки «внутри» комплекса исследования и критерии принятия решений о деятельности в целом.

Такое деление обусловлено не различием в принципах их формирования на стадии подготовки и стадии принятия решений, а скорее разделением процедур, действующих лиц и количеством используемых показателей при формировании критериев оценки. Но принципы формирования и использования критериев должны быть общие. Уже говорилось о том, что важно учитывать территориальные особенности. Однако на практике все не просто. Во-первых, описывая масштаб и силу воздействия, специалисты традиционно ограничиваются рассмотрением ареала воздействия только в его географических границах, т.е. фактически не учитывают процессы трансформации переносов, отдаленных последствий и прочего. Показатели и критерии должны соответствовать масштабу, уровню и значимости оцениваемого решения.

С другой стороны, региональный принцип формирования критериев должен включать и интересы местного населения – условия занятости, культурные, этнические, исторические и другие аспекты. При определении критериев ОВОС невозможно абстрагироваться от сложившейся структуры хозяйствования, технического уровня действующего производства, финансового положения и т.д. Поэтому важнейшим становится «принцип превентивности». Проще говоря, это значит: сначала найти, как предупредить возможные последствия (начиная с выбора сырья и материалов, организации производственного процесса до удаления отходов). И только затем надо искать способы их ликвидации или смягчения. Поэтому выбор технических решений по критериям, не включающим показатели воздействия на окружающую среду, а затем обязательное «дооснащение» выбранного варианта средствами «смягчения» воздействия сегодня неприемлем. Воздействие оценивается для всех компонентов экосистемы сразу.

Другой важный принцип формирования критериев ОВОС – комплексность – учитывает смежные виды деятельности и включает укрупненные показатели экологической нагрузки от производства и добычи сырья, его транспортировки, дополнительного энергоснабжения, расширения строительной базы и т.п., даже если экологические последствия обеспечивающих производств разъединены во времени и пространстве.

Повседневные события на глобальном национальном и региональном уровнях убедительно показывают, что в широком и узком плане угроза безопасности людей все больше и чаще рассматривается с точки зрения экологии и экономики. В связи с этим на пороге нового тысячелетия у человечества возникла еще одна проблема – научиться предвидеть экологические, социальные, экономические и другие последствия уже на стадии концепций, программ и планов хозяйственного развития.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна