Сельское хозяйство. Материально-технический потенциал

В современных условиях для материально-технической базы сельского хозяйства характерны недостаток, значительный физический и моральный износ технических средств на фоне избытка и недоиспользования производственных зданий. За годы реформ производство тракторов в России уменьшилось более чем в 16 раз, зерноуборочных комбайнов – более чем в 12, столь же значительно сократился выпуск сельскохозяйственных машин и оборудования. Общая стоимость основных фондов сельскохозяйственных организаций с 1990 г. постоянно снижалась и в 2005 г. достигла минимума – 775 млрд. руб. Но с 2006 г. она начала возрастать и увеличилась в 1,84 раза. Стоимость машин и оборудования достигла минимального значения в 2001 г. – 153,3 млрд. руб., затем начался постепенный рост.

В последние 20 лет в связи с изменением форм собственности и размеров земельных угодий произошло перераспределение основных фондов, в том числе парка тракторов, комбайнов, рабочих машин. По данным сельскохозяйственной переписи, тракторов во всех типах организаций и хозяйств было 1102 тыс., в том числе в сельхозорганизациях – 531 тыс., из них в крупных и средних – 438 тыс.; на малых предприятиях – 73 тыс.; в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 159 тыс.; в личных подсобных и индивидуальных хозяйствах – 412 тыс.

Наиболее острая проблема в условиях глобализации, подрывающая основы сельхозпроизводства и создающая глубокие диспропорции цен, — крайне слабая обеспеченность сельского хозяйства основными промышленными средствами производства (55-60% потребности). Например, на 1000 га пашни приходится всего 4 трактора, на 1000 га посевной площади (посадки) соответствующих культур – 3 зерноуборочных комбайна. Это результат неудовлетворительного состояния отечественного тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Доля новых машин и оборудования остается крайне низкой: тракторов на начало 2013 г. всего 3%, в 2012 г. – 4%, зерноуборочных комбайнов – 3,9 (9,2), кормосилосоуборочных комбайнов – 4,2 (6,9), сеялок – 3, жаток рядковых и валковых – 3,9, доильных установок и агрегатов – 3,1, грузоперевозочных автомобилей – 2,3% и т.д.

Значительная часть новой зарубежной техники поступает в сельхозорганизации по лизингу. В 2012 г. доля расходов сельскохозяйственных организаций на приобретение промышленных средств производства и услуг к уровню 2008 г. составила 23,7%. Это ведет к деградации российского технологического и научно-промышленного потенциала, машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве.

В связи с резким сокращением машинно-тракторного парка, естественно, сильно снизились и энергетические мощности в сельском хозяйстве. Их пик приходился на начало 80-х годов, потом он стал быстро спадать, и совокупная энергетическая мощность сократилась почти в 4 раза. Правда, в расчете на единицу посевов спад был значительно меньшим вследствие сокращения этих площадей, а в расчете на работника – только в полтора раза из-за резкого оттока рабочей силы из сельского хозяйства.

Приобретаемая техника не должна просто заменять старую, она должна повышать технический потенциал, снижать ресурсо- и энергоемкость производства. В условиях участия России в ВТО техническая модернизация становится ключевым фактором роста конкурентоспособности сельского хозяйства. Как уже отмечалось, возможность полной загрузки техники при наличии значительных площадей посева культур позволяет за относительно короткий срок окупить капитальные затраты на ее приобретение. При этом важно обеспечить прогрессивный коэффициент обновления и выбытия основных видов сельхозтехники.

В настоящее время в России при поддержке сельского хозяйства основное внимание уделяется кредитованию сельского хозяйства при слабом прямом субсидировании, что в условиях низких цен на сельхозпродукцию и межотраслевого диспаритета приводит к нарастанию кредиторской задолженности со всеми отрицательными ее последствиями. Необходимо также иметь в виду, что уровень товарности сельского хозяйства России не превышает в целом 50% и возврат кредитов является очень сложной проблемой, особенно для домашних хозяйств. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, к 2020 году для обеспечения инновационного развития сельского хозяйства инвестиции предполагается довести до 2,9 трлн. руб., при этом на приобретение машин и оборудования направить 46% общего объема инвестиций, на строительство зданий и сооружений – 30-35%.

Неэффективный экономический механизм не создает мотивации к развитию производства и не регулирует рынки в России. Нарушение пропорций межотраслевого обмена товарами вызывают диспропорции и несбалансированность воспроизводственного процесса. Цены и доходы сельхозтоваропроизводителей нуждаются в поддержке, что подтверждает опыт развитых стран.

Для решения накопившихся проблем необходимо провести техническое перевооружение сельскохозяйственного производства путем внедрения новых технологий, комплекса машин и оборудования во всех организациях агропромышленного комплекса, возродить ремонтно-технические базы в муниципальных образованиях. Можно выделить следующие возможности восстановления материально-технической базы сельскохозяйственного производства:

  • возмещение товаропроизводителям части затрат на приобретение техники;
  • приобретение техники за счет средств регионов с последующей организацией государственных МТС или передачей ее сельскохозяйственным предприятиям;
  • организация регионального лизинга техники;
  • субсидирование процентных ставок по банковскому кредиту на приобретение техники и инвестиционных кредитов.

В целом, необходима новая экономически обоснованная модель развития и стратегия, при которой валютные ресурсы естественных монополий, расходуемые фирмами на закупку продовольствия, направлялись бы на укрепление материально-технической базы сельского хозяйства и восстановление тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. При этом должна быть гибкой налоговая политика, чтобы инвестиции в сельское хозяйство были более привлекательными, чем закупка сомнительного продовольствия за рубежом.

Сфере технической эксплуатации при нынешнем состоянии машинного парка сельских товаропроизводителей должно быть придано особое значение. Первоочередным шагом в этом направлении должно стать воссоздание всех уровней системы технического сервиса на принципиально новой экономической основе: равенство всех организационно-правовых форм и взаимовыгодное сотрудничество при обеспечении и защите приоритета и прав сельских товаропроизводителей.

Источник: Мартынушкин А.Б. «Материально-технический потенциал экономики сельского хозяйства России»